К своим 40 годам ангарчанин Вадим Струев (имя и фамилия изменены) сделал для себя вывод: работа на «чужого дядю» – занятие малоприятное, неблагодарное и бесперспективное. Другое дело, когда материальное благополучие зависит исключительно от твоих способностей и деловых качеств. Этих качеств бывшему выпускнику технического университета хватило, чтобы открыть небольшое дело, приносившее стабильный доход. Он обзавёлся промбазой неподалеку от города нефтехимиков, потихоньку приобрёл автотехнику, оброс нужными знакомствами в различных сферах.
Всё было в рамках закона, только вместе с растущими запросами начинающему бизнесмену стало катастрофически не хватать… денег. В конце концов, Вадим Сергеевич решил, что рамки отечественного законодательства для него чересчур тесны. Новый «бизнес-план», родившийся в его голове, сводился к простой, но, как ему казалось, эффективной формуле: украсть побольше, но так, чтобы комар носа не подточил.
Впрочем, решение этой задачи казалось вполне реальным, поскольку воровать предстояло то, что не подлежит статистическому учёту и в прямом смысле слова лежит под ногами. А именно – нефть. Если природные ресурсы страны принадлежат народу, как это записано в Конституции России, значит он, Вадим Струев, тоже имеет на них полное право.
С такими мыслями предприимчивый ангарчанин стал подбираться к трубопроводу, по которому мимо него где-то под землёй протекало «чёрное золото». В период с февраля 2010 года по апрель 2012-го он сформировал три бригады, каждой из которых отводилась определённая роль в реализации будущего проекта. Один только организатор знал всех своих сообщников. Бригадиры, во избежание утечки информации и в целях конспирации, были знакомы только с членами своей первичной ячейки и не знали о составе и задачах других филиалов. Вскоре всё было готово для пуска в эксплуатацию подпольного нефтяного конвейера.
Самой важной своей задачей Струев считал обезопасить зарождающийся бизнес от внимания правоохранительных и охранных структур. Он не пожалел средств на то, чтобы завербовать сотрудника службы безопасности магистрального нефтепровода, главной функциональной обязанностью которого как раз и являлось выявление незаконных подключений к трубе. За ежемесячное вознаграждение в 20 тысяч рублей охранник согласился информировать нового работодателя обо всех рейдах и других мероприятиях по выявлению хищений топлива, которые планирует провести служба безопасности в ближайшее время.
Заключив это джентльменское соглашение, Струев поручил своим подчинённым приобрести несколько садовых участков в непосредственной близости от магистрального трубопровода. Его поручение вскоре было исполнено, и в распоряжении сообщников оказались четыре дачи. Три из них приспособили под скрытые наливные приёмные пункты, куда должна была поступать нефть из врезок. А четвёртый участок, приобретённый для расширения деятельности, так и не успели освоить.
Первый кран в магистраль специалисты нефтяного подпольного синдиката ввинтили спустя несколько месяцев после того, как была подготовлена вся необходимая инфраструктура. К этому событию Струев подошёл с особой ответственностью, тщательно соблюдая конспирацию. От сарая, расположенного на территории садоводческого участка, был выкопан подземный тоннель до самой трубы. Изнутри лаз обшили досками, подготовив коридор к длительному существованию. Ноу-хау предприятия стала уникальная и очень дорогая, стоимостью более 200 тысяч долларов, установка горизонтального направленного бурения, которую Вадим Сергеевич арендовал у своего знакомого. С её помощью он мог теперь подключиться к нефтепроводу практически в любом месте.
Особенность установки заключалась в том, что она была способна бурить на глубине нескольких метров в горизонтальном направлении. Отвод, проложенный таким способом, мог пролегать под лесным массивом или под федеральной автодорогой на протяжении нескольких сотен метров. Причём на поверхности каких-либо внешних следов бурения не обнаружил бы даже самый внимательный взгляд: чудо-техника их там попросту не оставляла. Теперь первоочередной задачей Струева стала подготовка квалифицированных кадров. Одного из своих подельников он отправил в Казань, где тот прошёл обучение в специальном центре Международной Ассоциации специалистов горизонтального направленного бурения. В итоге Вадим Сергеевич заполучил в своё распоряжение профессионального бурильщика.
По словам специалистов, врезка в нефтемагистраль – не только технологически сложный процесс, но и невероятно опасный. Во-первых, нефть по стальным жилам поступает под высоким давлением, что грозит серьёзной техногенной аварией. Во-вторых, умельцы-расхитители приваривают свои устройства при помощи электрогазосварки, искра от которой тоже может легко стать причиной мощного взрыва или пожара. В-третьих, нефтеотводы проходят под землёй, а значит крепления могут лопнуть, а тонны грунта – обвалиться в любой момент. Это ещё одна опасность, на этот раз экологическая. В случае ошибки или неправильных расчётов в зоне катастрофы могли бы оказаться несколько населённых пунктов.
Для транспортировки краденой нефти к местам сбыта специалисты криминального предприятия подготовили две автоцистерны, причём одна из них была изготовлена кустарным способом. Подручный Струева самостоятельно сварил цистерну ёмкостью 3,5 тонны, установил её на раму грузовика и замаскировал вручную изготовленным тентом.
Процесс, что называется, пошёл. После реализации горючего все сопутствующие документы на товар тут же уничтожались, как того требовали законы конспирации. Для пущей секретности члены группировки почти каждую неделю меняли номера своих телефонов, безжалостно уничтожая старые сим-карты, а также пользовались радиосвязью.
Покупатели нефтепродуктов этого «концерна» даже не подозревали, что имеют дело с нелегальным товаром. Струев и здесь обо всём побеспокоился. Сырьё поступало переработчикам с полным соблюдением формальностей и по вполне официальным документам.
Часть заработанных денег уходила на вознаграждения «личному составу», остальные отправлялись в так называемый «общак» и на развитие бизнеса: приобретение новых дачных участков, покупку оборудования, транспорта.
За время своего существования, то есть с февраля 2010 до марта 2012 года, преступное сообщество успело выкачать из федерального нефтепровода почти 300 тонн горючей жидкости на общую сумму три миллиона рублей. Столь скромный показатель деятельности синдиката можно объяснить только тем, что сотрудники полиции и представители службы безопасности, несмотря на жёсткую конспирацию расхитителей природных ресурсов, достаточно быстро сумели выйти на их след.
Тщательно разработав операцию по обезвреживанию членов преступной группы и её лидера, полицейские одновременно задержали всех 13 фигурантов. Самые активные из них сейчас находятся под арестом. Организатору синдиката, как и его информатору из структуры службы безопасности нефтяной компании, согласно уголовному кодексу грозит наказание в виде 20 лет лишения свободы с выплатой денежного штрафа в миллион рублей. Остальные обвиняемые могут отправиться в места не столь отдалённые на срок до 10 лет и выплатить по 500 тысяч рублей в доход государства.
Источник