Сегодняшняя статья будет на тему не касающуюся ГНБ или бестраншейных технологий, а о таком доступном и привычном явлении как электричество(считается, что именно благодаря ему, за всего лишь 100 лет человечество сделало такой большой рывок в прогрессе), а точнее его производстве.
Я сделал подборку интересных фотографий и хочу немного рассказать о строительстве ITER — самого сложного технического сооружения в истории человечества.
ITER относится к термоядерным реакторам типа «токамак» — тороидальная установка для магнитного удержания плазмы с целью достижения условий, необходимых для протекания управляемого термоядерного синтеза. В вакуумной камере ядра дейтерия и трития сливаются, с образованием ядра гелия (альфа-частица) и высокоэнергетического нейтрона. Плазма в токамаке удерживается не стенками камеры, а комбинированным магнитным полем — тороидальным внешним и полоидальным полем тока.
Простыми словами - плазму в ядре машины доведут до 150 млн ° С (только вдумайтесь - до 150 000 000 ° C !!!) и начнут получать доступную по цене и экологически чистую энергию.
Основная конструкция состоит из 10 млн деталей. Это больше, чем в Большом адронном коллайдере. Общий вес комплекса Токамак оценивается в 360 тысяч тонн. Инженеры называют сооружение «паззлом из 10 миллионов частей».
Плюсы термоядерного реактора:
* Изобилие топлива: запасы дейтерия в воде океанов неисчерпаемы, содержание лития в земной коре в 200 раз больше, чем урана.
* Радиационная биологическая опасность термоядерных реакторов примерно в тысячу раз ниже, чем реакторов деления.
* Отсутствие CO2, горных выработок, возможность размещения реактора в любом месте.
* Отсутствие «тяжелых» радиоактивных отходов, которые могли бы быть использованы для изготовления «грязных» бомб.
* Физическая невозможность разгона («взрыва») реактора.
процесса. Безопасность термоядерного реактора обеспечивается за счет реализации концепции
глубоко эшелонированной защиты, основанной на применении трехступенчатой системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения, радиоактивных и токсических веществ в окружающую среду, системы мер по защите физических барьеров и сохранению их эффективности, а также по защите персонала, населения и окружающей среды.
Проект ИТЭР отвечает следующему требованию безопасности: при любых авариях
уровень воздействия на окружающую среду не требует эвакуации населения.
В амбициозном международном проекте принимают участие ЕС, Китай, Россия, США и другие страны. Термоядерный реактор, предложенный советскими физиками в 1985 году, был согласован на встрече президентов Рейгана и Горбачёва. С тех пор шла подготовка и проектирование, в 2001 году подготовлен технический проект, а в 2005 году страны-участники определились с местом строительства — окрестности города Кадараш на юге Франции.
Одни из самых крупных компонентов термоядерного реактора делает подрядчик CNIM. Он занимался судостроением, прежде чем переключился на точное машиностроение. Расположение завода в Ла-Сейн-сюр-Мер в пригороде Тулона (Франция) на побережье является преимуществом, потому что некоторые из компонентов настолько громоздки, что их можно транспортировать только морем.
В одном из цехов гигантское сверло пробивает каналы в D-образных стальных петлях размером около 20 метров. Они изготовлены из особо прочной стали, так что карбидовые свёрла приходится менять каждые 8 минут.
Семь таких петель прикрепляются друг к другу, чтобы сформировать один из многих магнитов, контролирующих плазму при температуре 10 млн °C в вакуумной камере.
Впрочем, до этого ещё далеко. Сначала нужно переправить петли на завод в городе Специя на севере Италии, там другой подрядчик внедрит до 700 метров сверхпроводящего кабеля в каждую из них. Потом их перевезут в Венецию, там ещё одна фирма Simic завершит сборку готовых катушек тороидального поля. Каждая катушка будет весить как полностью загруженный самолёт «Боинг-747». Компания Simic привлечена и к производству других петель, так что им приходится сделать круговое путешествие в Специю и обратно.
Руководство ITER изначально избрало такую стратегию, когда подрядчики борются за контракты, а разные детали одного узла иногда производятся на разных континентах.
Строительство очень серьезное и дорогостоящее, до запуска и коммерческой реализации проекта еще как говорится: "надо дожить", но будем надеяться на лучшее :)
Дальше идет подборка фотографий с строительства токамак + видео-клип. Надеюсь, Вам будет интересно.
Я сделал подборку интересных фотографий и хочу немного рассказать о строительстве ITER — самого сложного технического сооружения в истории человечества.
ITER относится к термоядерным реакторам типа «токамак» — тороидальная установка для магнитного удержания плазмы с целью достижения условий, необходимых для протекания управляемого термоядерного синтеза. В вакуумной камере ядра дейтерия и трития сливаются, с образованием ядра гелия (альфа-частица) и высокоэнергетического нейтрона. Плазма в токамаке удерживается не стенками камеры, а комбинированным магнитным полем — тороидальным внешним и полоидальным полем тока.
Простыми словами - плазму в ядре машины доведут до 150 млн ° С (только вдумайтесь - до 150 000 000 ° C !!!) и начнут получать доступную по цене и экологически чистую энергию.
Основная конструкция состоит из 10 млн деталей. Это больше, чем в Большом адронном коллайдере. Общий вес комплекса Токамак оценивается в 360 тысяч тонн. Инженеры называют сооружение «паззлом из 10 миллионов частей».
Плюсы термоядерного реактора:
* Изобилие топлива: запасы дейтерия в воде океанов неисчерпаемы, содержание лития в земной коре в 200 раз больше, чем урана.
* Радиационная биологическая опасность термоядерных реакторов примерно в тысячу раз ниже, чем реакторов деления.
* Отсутствие CO2, горных выработок, возможность размещения реактора в любом месте.
* Отсутствие «тяжелых» радиоактивных отходов, которые могли бы быть использованы для изготовления «грязных» бомб.
* Физическая невозможность разгона («взрыва») реактора.
процесса. Безопасность термоядерного реактора обеспечивается за счет реализации концепции
глубоко эшелонированной защиты, основанной на применении трехступенчатой системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения, радиоактивных и токсических веществ в окружающую среду, системы мер по защите физических барьеров и сохранению их эффективности, а также по защите персонала, населения и окружающей среды.
Проект ИТЭР отвечает следующему требованию безопасности: при любых авариях
уровень воздействия на окружающую среду не требует эвакуации населения.
В амбициозном международном проекте принимают участие ЕС, Китай, Россия, США и другие страны. Термоядерный реактор, предложенный советскими физиками в 1985 году, был согласован на встрече президентов Рейгана и Горбачёва. С тех пор шла подготовка и проектирование, в 2001 году подготовлен технический проект, а в 2005 году страны-участники определились с местом строительства — окрестности города Кадараш на юге Франции.
Одни из самых крупных компонентов термоядерного реактора делает подрядчик CNIM. Он занимался судостроением, прежде чем переключился на точное машиностроение. Расположение завода в Ла-Сейн-сюр-Мер в пригороде Тулона (Франция) на побережье является преимуществом, потому что некоторые из компонентов настолько громоздки, что их можно транспортировать только морем.
В одном из цехов гигантское сверло пробивает каналы в D-образных стальных петлях размером около 20 метров. Они изготовлены из особо прочной стали, так что карбидовые свёрла приходится менять каждые 8 минут.
Семь таких петель прикрепляются друг к другу, чтобы сформировать один из многих магнитов, контролирующих плазму при температуре 10 млн °C в вакуумной камере.
Впрочем, до этого ещё далеко. Сначала нужно переправить петли на завод в городе Специя на севере Италии, там другой подрядчик внедрит до 700 метров сверхпроводящего кабеля в каждую из них. Потом их перевезут в Венецию, там ещё одна фирма Simic завершит сборку готовых катушек тороидального поля. Каждая катушка будет весить как полностью загруженный самолёт «Боинг-747». Компания Simic привлечена и к производству других петель, так что им приходится сделать круговое путешествие в Специю и обратно.
Руководство ITER изначально избрало такую стратегию, когда подрядчики борются за контракты, а разные детали одного узла иногда производятся на разных континентах.
Строительство очень серьезное и дорогостоящее, до запуска и коммерческой реализации проекта еще как говорится: "надо дожить", но будем надеяться на лучшее :)
Дальше идет подборка фотографий с строительства токамак + видео-клип. Надеюсь, Вам будет интересно.
Готовые катушки отвозят во французский порт, где 800 тонн загружают на 352-колёсный транспортёр. Он медленно тянет груз до места строительства ITER в 104 км от побережья. |