![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjC7LzKe6wBPT8hUeh71m_8FnhakQhIOprqOamuDPzBi-Oqre93JKk19G3QrghfhqgSSN3W0FgzNZrgoB7uRTFGarl3EnfhPJKI1H516H7Oxcctb6LWjT4g5HzFwbyFzwRm4n3Pdfo9ezc/s320/%2525D0%2525B3%2525D0%2525B5%2525D0%2525BE%2525D1%252580%2525D0%2525B0%2525D0%2525B4%2525D0%2525B0%2525D1%252580.jpg)
Однако, при таком способе прокладки подземных коммуникаций необходимо точно учитывать все возможные препятствия вдоль трассы бурения. Такими препятствиями являются как техногенные объекты – существующие коммуникации, остатки железобетонных конструкций, фундаментов, так и неоднородности геологического строения грунтов – крупные валуны, карстовые полости, пустоты и др.
Анализ аварийных ситуаций, имевших место при строительстве и эксплуатации подземных инженерных коммуникаций и сооружений, показывает, что одной из причин аварий является недостаточная изученность инженерно-геологических условий строительной площадки и несоответствие местоположения подземных коммуникаций. При этом информация о существующих подземных коммуникациях часто является неполной и устаревшей. Тому виной стала и недавно произошедшая трагедия в Ужгороде.
А ведь задачи по определению окружающей обстановки вдоль проектируемой трассы можно успешно решить с помощью георадарных исследований.
Совсем недавно у нашей фирмы возникла необходимость обратиться к компании ООО «Геофизпроект» для проведения обследования проектируемой трассы ГНБ под судоходной рекой длиной 120метров.
После подписания договора и получения аванса оперативно выехали на объект и используя георадар SIR-3000, производства американской компании «GSSI» (Geophysical Survey System inc.) предоставили нам схематично выделенные границы различных категорий грунтов и препятствий находящихся на дне реки. (см.фото в конце статьи). В общем, впечатления о работе с фирмой остались положительные - рекомендую.
И немного расскажу о георадаре SIR-3000:
Основное преимущество использования георадара - это возможность детально исследовать геологическое строение грунтов за малый промежуток времени. Только с помощью георадара можно получить четкое представление о расположении подземных коммуникациях на сложных участках в городских условиях, где применение других геофизических методов невозможно из-за наличия сильных электромагнитных помех.
Георадар, в отличие от других приборов, может откартировать положение не только металлических труб и кабелей, но и пластиковых труб, железобетонных коллекторов, определить места утечек.
Преимущества использования георадара SIR-3000
1) возможность проведения исследований без нарушений целостности грунта
2) возможность проведения работ на различных поверхностях - лед, снег, асфальт, фундаменты, подвалы зданий, пересеченная местность и т.д.
3) высокая мобильность и скорость проведения работ, компактность
4) построение трехмерных моделей объектов
5) минимальное количество обслуживающего персонала – 1-2 человека
6) определение и картографирование приповерхностных неоднородностей в режиме «реального времени».
Геофизические работы с применением георадара при проектировании трассы ГНБ проводится в два этапа.
На первом этапе выполняются полевые работы – разметка проектируемой трассы от входного до выходного приямка. Проводится калибровка георадара на известной коммуникации, с целью определения усредненных физических свойств грунтов. Далее выполняются основные работы - георадарное обследование вдоль проектируемой трассы ГНБ по сети параллельных профилей, что позволяет картировать протяженные линейные объекты (кабеля, трубопроводы).
При более тесном общении выяснилось, что специалисты компании ООО «Геофизпроект» имеют большой опыт проведения вспомогательных работ при прокладке подземных коммуникаций методом ГНБ на участках в г. Киеве, Запорожье, Днепропетровске, Донецке, Херсоне, Ашхабаде (Туркменистан). Работы выполнялись как в городских условиях, так и на подводных переходах.
Более подробно с аппаратурой, методикой и примерами работ можно ознакомиться на их сайте www.georadar.com.ua.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgKyASGrf4aU4ojtswZcpFIQyOZL8QtjHYztj7OlAaMr5-WwgWwjoEk9R5LdduqZABZ8MFbe3zYrrZ93yniIjlGzTwn24ldxbKpRxdFNdj8Lu9Kw_teZb2TubWDy2gQ1vr-A-wQhXbZEGM/s640/%2525D0%25259F%2525D1%252580%25252061%252520%2525D1%252580%2525D0%2525B8%2525D1%2525815.jpg)