В последнее время значительно возросло количество работ по строительству инженерных подземных коммуникаций в городских условиях с использованием бестраншейных технологий методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ). Такие темпы роста связаны с явными преимуществами бестраншейных технологий – это возможность проводить работы под землей, не нарушая поверхностного покрытия, экономичность и скорость проведения работ.
Однако, при таком способе прокладки подземных коммуникаций необходимо точно учитывать все возможные препятствия вдоль трассы бурения. Такими препятствиями являются как техногенные объекты – существующие коммуникации, остатки железобетонных конструкций, фундаментов, так и неоднородности геологического строения грунтов – крупные валуны, карстовые полости, пустоты и др.
Анализ аварийных ситуаций, имевших место при строительстве и эксплуатации подземных инженерных коммуникаций и сооружений, показывает, что одной из причин аварий является недостаточная изученность инженерно-геологических условий строительной площадки и несоответствие местоположения подземных коммуникаций. При этом информация о существующих подземных коммуникациях часто является неполной и устаревшей. Тому виной стала и недавно произошедшая трагедия в Ужгороде.
А ведь задачи по определению окружающей обстановки вдоль проектируемой трассы можно успешно решить с помощью георадарных исследований.
Совсем недавно у нашей фирмы возникла необходимость обратиться к компании ООО «Геофизпроект» для проведения обследования проектируемой трассы ГНБ под судоходной рекой длиной 120метров.
После подписания договора и получения аванса оперативно выехали на объект и используя георадар SIR-3000, производства американской компании «GSSI» (Geophysical Survey System inc.) предоставили нам схематично выделенные границы различных категорий грунтов и препятствий находящихся на дне реки. (см.фото в конце статьи). В общем, впечатления о работе с фирмой остались положительные - рекомендую.
И немного расскажу о георадаре SIR-3000:
Основное преимущество использования георадара - это возможность детально исследовать геологическое строение грунтов за малый промежуток времени. Только с помощью георадара можно получить четкое представление о расположении подземных коммуникациях на сложных участках в городских условиях, где применение других геофизических методов невозможно из-за наличия сильных электромагнитных помех.
Георадар, в отличие от других приборов, может откартировать положение не только металлических труб и кабелей, но и пластиковых труб, железобетонных коллекторов, определить места утечек.
Преимущества использования георадара SIR-3000
1) возможность проведения исследований без нарушений целостности грунта
2) возможность проведения работ на различных поверхностях - лед, снег, асфальт, фундаменты, подвалы зданий, пересеченная местность и т.д.
3) высокая мобильность и скорость проведения работ, компактность
4) построение трехмерных моделей объектов
5) минимальное количество обслуживающего персонала – 1-2 человека
6) определение и картографирование приповерхностных неоднородностей в режиме «реального времени».
Геофизические работы с применением георадара при проектировании трассы ГНБ проводится в два этапа.
На первом этапе выполняются полевые работы – разметка проектируемой трассы от входного до выходного приямка. Проводится калибровка георадара на известной коммуникации, с целью определения усредненных физических свойств грунтов. Далее выполняются основные работы - георадарное обследование вдоль проектируемой трассы ГНБ по сети параллельных профилей, что позволяет картировать протяженные линейные объекты (кабеля, трубопроводы).
На втором этапе выполняется обработка и интерпретация георадарных данных. По результатам обработки строится уточненная схема коммуникаций вдоль проектируемой трассы. На георадарных разрезах выделяются возможные локальные объекты в грунтах – валуны, выходы коренных пород, карсты, зоны увлажнения грунтов, возможно связанные с утечками из канализаций. Все эти данные используются для корректирования траектории строительства скважины, что позволит избежать непредвиденных техногенных аварий и нарушения целостности различных коммуникаций.
При более тесном общении выяснилось, что специалисты компании ООО «Геофизпроект» имеют большой опыт проведения вспомогательных работ при прокладке подземных коммуникаций методом ГНБ на участках в г. Киеве, Запорожье, Днепропетровске, Донецке, Херсоне, Ашхабаде (Туркменистан). Работы выполнялись как в городских условиях, так и на подводных переходах.
Более подробно с аппаратурой, методикой и примерами работ можно ознакомиться на их сайте www.georadar.com.ua.
Однако, при таком способе прокладки подземных коммуникаций необходимо точно учитывать все возможные препятствия вдоль трассы бурения. Такими препятствиями являются как техногенные объекты – существующие коммуникации, остатки железобетонных конструкций, фундаментов, так и неоднородности геологического строения грунтов – крупные валуны, карстовые полости, пустоты и др.
Анализ аварийных ситуаций, имевших место при строительстве и эксплуатации подземных инженерных коммуникаций и сооружений, показывает, что одной из причин аварий является недостаточная изученность инженерно-геологических условий строительной площадки и несоответствие местоположения подземных коммуникаций. При этом информация о существующих подземных коммуникациях часто является неполной и устаревшей. Тому виной стала и недавно произошедшая трагедия в Ужгороде.
А ведь задачи по определению окружающей обстановки вдоль проектируемой трассы можно успешно решить с помощью георадарных исследований.
Совсем недавно у нашей фирмы возникла необходимость обратиться к компании ООО «Геофизпроект» для проведения обследования проектируемой трассы ГНБ под судоходной рекой длиной 120метров.
После подписания договора и получения аванса оперативно выехали на объект и используя георадар SIR-3000, производства американской компании «GSSI» (Geophysical Survey System inc.) предоставили нам схематично выделенные границы различных категорий грунтов и препятствий находящихся на дне реки. (см.фото в конце статьи). В общем, впечатления о работе с фирмой остались положительные - рекомендую.
И немного расскажу о георадаре SIR-3000:
Основное преимущество использования георадара - это возможность детально исследовать геологическое строение грунтов за малый промежуток времени. Только с помощью георадара можно получить четкое представление о расположении подземных коммуникациях на сложных участках в городских условиях, где применение других геофизических методов невозможно из-за наличия сильных электромагнитных помех.
Георадар, в отличие от других приборов, может откартировать положение не только металлических труб и кабелей, но и пластиковых труб, железобетонных коллекторов, определить места утечек.
Преимущества использования георадара SIR-3000
1) возможность проведения исследований без нарушений целостности грунта
2) возможность проведения работ на различных поверхностях - лед, снег, асфальт, фундаменты, подвалы зданий, пересеченная местность и т.д.
3) высокая мобильность и скорость проведения работ, компактность
4) построение трехмерных моделей объектов
5) минимальное количество обслуживающего персонала – 1-2 человека
6) определение и картографирование приповерхностных неоднородностей в режиме «реального времени».
Геофизические работы с применением георадара при проектировании трассы ГНБ проводится в два этапа.
На первом этапе выполняются полевые работы – разметка проектируемой трассы от входного до выходного приямка. Проводится калибровка георадара на известной коммуникации, с целью определения усредненных физических свойств грунтов. Далее выполняются основные работы - георадарное обследование вдоль проектируемой трассы ГНБ по сети параллельных профилей, что позволяет картировать протяженные линейные объекты (кабеля, трубопроводы).
На втором этапе выполняется обработка и интерпретация георадарных данных. По результатам обработки строится уточненная схема коммуникаций вдоль проектируемой трассы. На георадарных разрезах выделяются возможные локальные объекты в грунтах – валуны, выходы коренных пород, карсты, зоны увлажнения грунтов, возможно связанные с утечками из канализаций. Все эти данные используются для корректирования траектории строительства скважины, что позволит избежать непредвиденных техногенных аварий и нарушения целостности различных коммуникаций.
При более тесном общении выяснилось, что специалисты компании ООО «Геофизпроект» имеют большой опыт проведения вспомогательных работ при прокладке подземных коммуникаций методом ГНБ на участках в г. Киеве, Запорожье, Днепропетровске, Донецке, Херсоне, Ашхабаде (Туркменистан). Работы выполнялись как в городских условиях, так и на подводных переходах.
Более подробно с аппаратурой, методикой и примерами работ можно ознакомиться на их сайте www.georadar.com.ua.