Водоснабжение Васильевского острова г. Санкт-Петербург
28 июня 2013 года в г . Санкт-Петербург компания «СП ВИС-МОС» завершила уникальный проект по строительству системы подачи воды и водоотведения в западную часть Васильевского острова.Выбор бестраншейного способа строительства был обусловлен особенностями питерской городской инфраструктуры, так как проводить работы открытым способом - означало полностью разрушить гранитные Петровскую и Арсенальную набережные и серьезно нарушить исторический облик центра города. Использовать же простую прокладку водопровода по дну реки Нева вблизи от берега было невозможно, так как там уже проходил разветвленный коридор коммуникаций.
![]() |
Схема расположения площадок и бурения в г. Санкт-Петербург. |
Скважину необходимо было проложить вдоль берега с Арсенальной на Петровскую набережную, буровые работы проводить с площадок на воде. По проекту предполагалось строительство водовода, состоящего из основной нитки («береговой») и резервной нитки («речной»), с использованием полиэтиленовой трубы диаметром 1000 мм.
Вид на буровую площадку у Арсенальной набережной. |
Вид на буровую площадку у Петровской набережной. |
Сначала в русловой части река Нева, у Петровской и Арсенальной набережных были сооружены временные платформы, с которых, последовательно, прессо-шнековой машиной были задавлены в дно Невы по два кондуктора (трубы). Они должны были служить направляющим кожухом для буровой колонны на этапе пилотной проходки и этапе расширения скважины, а также для трубопроводной плети на этапе затягивания трубопровода.
Площадки, несущие огромную нагрузку, были построены заказчиком по расчетам специалистов «СП ВИС-МОС» И.А. Шелкова и В.В. Крупченко.
Работы осуществлялись, согласно намеченному плану, - были установлены четыре кондуктора, по два на каждой площадке. Продавливание труб прессо-шнековой установкой потребовало по четыре дня на каждый кондуктор.
![]() |
Продавливание кондуктора «береговой» нитки со временной платформы у Петровской набережной (на заднем плане – крейсер «Аврора») |
Продавливание кондуктора «береговой» нитки у Петровской набережной |
Кроме того, в работе по строительству «береговой» нитки были вынужденные простои из-за зимних условий (короткий световой день, период ледостава, штормовой ветер, движение льда).
Подготовка дюкера «береговой» нитки основной нитки на р. Нева перед протаскиванием (Арсенальная набережная). |
В покрытой льдом Неве вдоль набережной была сделана майна, в которую уложили дюкер, и таким образом, протаскивание трубопровода «береговой» нитки было осуществлено прямо с воды. За счет того, что скважина была подготовлена идеально, на протягивание плети потребовалось минимальное усилие буровой установки и этот этап строительства прошел без технических сложностей.
Выход оголовка трубы «береговой» нитки на Петровской набережной.
|
Подготовка дюкера «речной» нитки на р. Нева (Арсенальная набережная). |
Протягивание резервной нитки (Арсенальная набережная) |
Выход оголовка трубы «речной» нитки на Петровской набережной |
Успешное завершение питерского проекта. |
На объекте работали следующие установки:
Прессо-шнековая установка PBA-320
Буровая установка 3000.9 (HRB-1030D) "Hutte Bohrtechnic" (300 тонн)
Буровая установка DD-160, "American Augers" (80 тонн)
Длина прокола 1350 м.
Кондуктор диаметр 1420 мм, труба полиэтиленовая 1000 мм.
Для Санкт-Петербурга - города с масштабной культурно-исторической и архитектурной составляющей, применение технологии горизонтально - направленного бурения, в отношении расширения своих коммунальных сетей стало единственно правильным решением. Строительство методом ГНБ помогло избежать рытья траншей, а следовательно, огромного объема земляных работ, разрушения дорожного полотна, изменения транспортных потоков и демонтажа набережных.
Проект оказался взаимовыгодным, так как город решил проблему строительства коммуникаций и оценил преимущества современного способа строительства, а компания «СП ВИС-МОС» в очередной раз решила сложную задачу, успешно построив в условиях мегаполиса, сложный, нестандартный и потребовавший применения различных технических новшеств переход.
Заказчики компании, а это, на сегодняшний день, крупнейшие нефтегазовые компании страны, а также муниципальные службы городов России переводят свои отношения с ООО «СП ВИС-МОС» на постоянную основу. Такое сотрудничество дает им возможность не просто сокращать сроки строительства и получать финансовую экономию, но и выполнять свои главные функции по отношению к своим конечным потребителям, а именно – максимально снижать нагрузку на окружающую среду и гарантировать высокую степень безопасности проложенных сетей на весь период эксплуатации.
P.S.
За помощь в написании статьи благодарю начальника отдела маркетинга
ООО "СП ВИС-МОС" Ольгу Дубровскую.
www.vis-mos.ru