При СССР в Украине была модной поговорка "Хто на що вчився...", т.е. обычно, кто какое образование получал, тем и становился, и называлось это - "работа по специальности".
После "Перестройки" все полетело "вверх тормашками" и по специальности устроиться на работу удается не многим. Таковы реалии сегодняшнего дня.
Еще хуже обстоят дела в отрасли горизонтально-направленного бурения. Во первых, так как технология молодая, операторов-специалистов установок ГНБ ВУЗы раньше не готовили вообще, да курсов никаких не было.
И "в реале", за операторским пультом сидят... ну кто угодно: бывшие водители, трактористы, механизаторы, инженеры и даже бывшие преподаватели. Главное, чтоб руки росли от куда надо и голова варила.
Опишу процесс как это обычно происходит.
Директор: "Оппа! Наша фирма купила установку ГНБ! Зашибись! Теперь заживем! Все будет забурись!"
Главный инженер: "Тааак, продавец установки обещал день-другой поучить на первом проколе. Вася, ты вроде толковый пацан - будешь оператором, а ты Петя вон какой глазастый - будешь локаторщиком. Трубы паять наймем знакомых, бентонит нам в кредит обещали, трал подгоним. Все будет чики-пики(зашибись)."
Вася с Петей: "Ойооо...٩(͡๏̯͡๏)۶
Ну вот как то-так :)
Собственно, ничего плохого в этом и нет. Практически все так начинают. Но естественно, ни Вася, ни Петя ничего не шарят в ГНБ. Приехавший от поставщика "гуру" за день показывает на что жать, куда смотреть, и объясняет общую теорию процесса. И все - на завтра он уезжает, оставив на память инструкцию к установке ГНБ на английском или китайском языке.
Дальше идет учеба на собственных ошибках.
Которые могут обойтись очень дорого, так как в городской черте прокол ГНБ - это как хирургическое вмешательство, только вместо организма человека - подземное пространство заполненное не сосудами, артериями и капиллярами, а инженерными коммуникациями: газопроводами, водопроводами и различными кабелями. И повредить их - очень просто, а вот последствия могут быть печальными и даже летальными.
Поэтому, будет совсем не лишним, до того как сесть за операторский пульт, получить обширные теоретические знания. Об этом сегодня и будет разговор.
Совсем недавно я познакомился с кандидатом технических наук, доцентом Александром Анатолиевичем Пащенко, который сейчас преподает дисциплины "Информатика", "Компьютерные технологии в бурении", "Эксплуатация бурового оборудования", "Транспорт при ГРР", ведет лабораторные и практические занятия в Национальном Горном Университете (НГУ) г.Днепропетровск.
И вот что он мне поведал.
Потом ввели бурение на воду, технические скважины (шпуры, сваи и т.д.). Примерно с 2000 года читается бурение на нефть/газ.
И, не так давно, в программу было введено горизонтально-направленное бурение.
Программа бакалаврата прилагается (можно посмотреть дисциплины изучаемые бакалаврами).
Вот программа читаемой дисциплины.
Как таковые ВУЗ-ы в том числе и наш, выпускают, в данном случае - горных инженеров, в программе обучения которых есть специализированные дисциплины - ГНБ.
Специализацию по направлению ГНБ которая включала бы в себя не только одну специализированную дисциплину, но и более подробно раскрывала бы данное направление, планируется открыть, но через пару лет.
По поводу специализированных курсов, ВУЗ имеет лицензию на "Повышение квалификации", в рамках которой кафедра может прочитать интересующие разделы, оформить протоколы, выдать свидетельства и т.д. То есть организации связываются с нами, согласовывают программу и по ней проводится начитка.
Также планируется к осени оформить лицензию на Курсовое профессионально-техническое обучение.
1. Вступление: область применения, организация проведения (как, куда и для чего) (готовые проекты) (2 ч.):
Основные технологические этапы. Сферы применения. Преимущества метода.
2. Оборудование:
- буровые установки (DitchWitch, Vermeer, Prime Drilling) основные узлы, классификации,
области применения, особенности использования (2 ч),
Состав бурового комплекса. Структурная схема бурового комплекса, технические харак-
теристики, варианты компоновки. Организационная структура бурового комплекса. Тех-
ническое обслуживание буровых комплексов. Технологические карты. Формуляр.
(долота и римеры, буровые штанги, разрушители труб) (2ч)
Буровой инструмент. Особенности выбора, применения и обслуживания
- трассоискатели, системы геолокации, Air-Vacuum - обнаружение коммуникаций воздухом,
разрушители (DitchWitch, RIDGID, Radiodetection, DigiTrak®) (2 ч)
Системы локации DigiTrak®. Обзор локационного оборудования Eclipse, SE, F2, F5. Основы
теории позиционирования и принцип работы. Особенности локационных систем различных
модификации. Возможные неисправности локационных систем и способы их устранения.
3. Буровые насосы и обвязка (2 ч),
Системы очистки и регенерации буровых растворов.
4. Буровые растворы (бентониты, полимеры, добавки) (2 ч)
Основы теории применения буровых растворов в ГНБ. Технология приготовления буровых
растворов. Обзор компонентов для приготовления бурового раствора. Расчет количества
компонентов буровых растворов.
5. Прокладываемые магистрали (трубы (сталь, ПЕ), футляр, соединения, сварочные аппараты)
(2 ч).
6. Соприкасающиеся технологии: прокол и микротуннелирование, управляемое шнековое
бурение и т.д. (2 ч).
Блок 2
7. Планирование работ. Подготовка объекта. Основные нормативные документы, регламенти-
рующие деятельность операторов горизонтального направленного бурения (2 ч).
8. Проектирование и проведение трассы ГНБ. Технология проведения работ. (6 ч.)
/выдача индивидуальной работы/
9. Подготовка исполнительной документации на заключительном этапе. Сдача объекта (2 ч).
10. Применение техники и технологии ГНБ в различных условиях. (2 ч).
11. Эксплуатация гидравлического инструмента на объектах. (2 ч).
12. Техника безопасности в ГНБ. (2 ч).
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
№1 Терминология, знакомство с проведением работ. (2 ч).
№2 Буровые установки. Состав бурового комплекса. Структурная схема бурового комплекса, технические характеристики, варианты компоновки. Организационная структура бурового комплекса. Техническое обслуживание буровых комплексов. (4 ч).
№3 Породоразрушающий инструмент, системы локации. (2 ч).
№4 Расчёт усилий протягивания. (2 ч).
№5 Выбор промывочной жидкости. (2 ч).
№6 Трубы и их соединение. (2 ч).
№7 Прокол и микротуннелирование, управляемое шнековое бурение. (2 ч).
Индивидуальная работа. Проектирование и проведение трассы ГНБ. (2 ч).
№8 Расчет траектории пилотной скважины. (2 ч).
№9 Построение трассы для ГНБ программа «Drill Site». Версия 3.5. (4 ч.)
№10 Построение ситуативного плана и прокладывание трассы ГНБ программа «NanoCad» (4 ч.)
с повышением квалификации - можно пройти курсы только по ГНБ.
Ну что тут скажешь - молодцы преподаватели!
И за новинками в бестраншейных технологиях следят, и учат нужному делу.
Кто желает "Учиться, Учиться и еще раз Учиться" приглашают поступать в ВУЗ.
P.S.
Единственное, что хочется заметить от себя - украинский рынок ГНБ не готов трудоустроить большое количество выпускников с специальностью оператор или локаторщик ГНБ.
Слишком узкая специализация, полноценные установки(хотя бы мини) - не самый ходовой товар на строительном рынке и что-бы не плодить армию безработных, несомненно следует это учитывать.
Поэтому, на мой взгляд, более востребованы и необходимы на практике: "курсы повышения квалификации" для уже работающих специалистов.
Хотя, если планировать работать за границей - то довольно перспективно, например, я часто встречаю объявления о поиске операторов установок в самых разных странах, и зарплаты там очень даже ничего.
После "Перестройки" все полетело "вверх тормашками" и по специальности устроиться на работу удается не многим. Таковы реалии сегодняшнего дня.
Еще хуже обстоят дела в отрасли горизонтально-направленного бурения. Во первых, так как технология молодая, операторов-специалистов установок ГНБ ВУЗы раньше не готовили вообще, да курсов никаких не было.
И "в реале", за операторским пультом сидят... ну кто угодно: бывшие водители, трактористы, механизаторы, инженеры и даже бывшие преподаватели. Главное, чтоб руки росли от куда надо и голова варила.
Опишу процесс как это обычно происходит.
Директор: "Оппа! Наша фирма купила установку ГНБ! Зашибись! Теперь заживем! Все будет забурись!"
Главный инженер: "Тааак, продавец установки обещал день-другой поучить на первом проколе. Вася, ты вроде толковый пацан - будешь оператором, а ты Петя вон какой глазастый - будешь локаторщиком. Трубы паять наймем знакомых, бентонит нам в кредит обещали, трал подгоним. Все будет чики-пики(зашибись)."
Вася с Петей: "Ойооо...٩(͡๏̯͡๏)۶
Ну вот как то-так :)
Собственно, ничего плохого в этом и нет. Практически все так начинают. Но естественно, ни Вася, ни Петя ничего не шарят в ГНБ. Приехавший от поставщика "гуру" за день показывает на что жать, куда смотреть, и объясняет общую теорию процесса. И все - на завтра он уезжает, оставив на память инструкцию к установке ГНБ на английском или китайском языке.
Дальше идет учеба на собственных ошибках.
Которые могут обойтись очень дорого, так как в городской черте прокол ГНБ - это как хирургическое вмешательство, только вместо организма человека - подземное пространство заполненное не сосудами, артериями и капиллярами, а инженерными коммуникациями: газопроводами, водопроводами и различными кабелями. И повредить их - очень просто, а вот последствия могут быть печальными и даже летальными.
Поэтому, будет совсем не лишним, до того как сесть за операторский пульт, получить обширные теоретические знания. Об этом сегодня и будет разговор.
Совсем недавно я познакомился с кандидатом технических наук, доцентом Александром Анатолиевичем Пащенко, который сейчас преподает дисциплины "Информатика", "Компьютерные технологии в бурении", "Эксплуатация бурового оборудования", "Транспорт при ГРР", ведет лабораторные и практические занятия в Национальном Горном Университете (НГУ) г.Днепропетровск.
И вот что он мне поведал.
Небольшой экскурс.
Кафедра техники разведки месторождений полезных ископаемых Государственного ВУЗа "НГУ", г.Днепропетровск первоначально готовила специалистов по бурению на твердые полезные ископаемые (примерно с 1930 года).Потом ввели бурение на воду, технические скважины (шпуры, сваи и т.д.). Примерно с 2000 года читается бурение на нефть/газ.
И, не так давно, в программу было введено горизонтально-направленное бурение.
Программа бакалаврата прилагается (можно посмотреть дисциплины изучаемые бакалаврами).
Вот программа читаемой дисциплины.
Как таковые ВУЗ-ы в том числе и наш, выпускают, в данном случае - горных инженеров, в программе обучения которых есть специализированные дисциплины - ГНБ.
Специализацию по направлению ГНБ которая включала бы в себя не только одну специализированную дисциплину, но и более подробно раскрывала бы данное направление, планируется открыть, но через пару лет.
По поводу специализированных курсов, ВУЗ имеет лицензию на "Повышение квалификации", в рамках которой кафедра может прочитать интересующие разделы, оформить протоколы, выдать свидетельства и т.д. То есть организации связываются с нами, согласовывают программу и по ней проводится начитка.
Также планируется к осени оформить лицензию на Курсовое профессионально-техническое обучение.
ЛЕКЦИИ
Блок 11. Вступление: область применения, организация проведения (как, куда и для чего) (готовые проекты) (2 ч.):
Основные технологические этапы. Сферы применения. Преимущества метода.
2. Оборудование:
- буровые установки (DitchWitch, Vermeer, Prime Drilling) основные узлы, классификации,
области применения, особенности использования (2 ч),
Состав бурового комплекса. Структурная схема бурового комплекса, технические харак-
теристики, варианты компоновки. Организационная структура бурового комплекса. Тех-
ническое обслуживание буровых комплексов. Технологические карты. Формуляр.
(долота и римеры, буровые штанги, разрушители труб) (2ч)
Буровой инструмент. Особенности выбора, применения и обслуживания
- трассоискатели, системы геолокации, Air-Vacuum - обнаружение коммуникаций воздухом,
разрушители (DitchWitch, RIDGID, Radiodetection, DigiTrak®) (2 ч)
Системы локации DigiTrak®. Обзор локационного оборудования Eclipse, SE, F2, F5. Основы
теории позиционирования и принцип работы. Особенности локационных систем различных
модификации. Возможные неисправности локационных систем и способы их устранения.
3. Буровые насосы и обвязка (2 ч),
Системы очистки и регенерации буровых растворов.
4. Буровые растворы (бентониты, полимеры, добавки) (2 ч)
Основы теории применения буровых растворов в ГНБ. Технология приготовления буровых
растворов. Обзор компонентов для приготовления бурового раствора. Расчет количества
компонентов буровых растворов.
5. Прокладываемые магистрали (трубы (сталь, ПЕ), футляр, соединения, сварочные аппараты)
(2 ч).
6. Соприкасающиеся технологии: прокол и микротуннелирование, управляемое шнековое
бурение и т.д. (2 ч).
Блок 2
7. Планирование работ. Подготовка объекта. Основные нормативные документы, регламенти-
рующие деятельность операторов горизонтального направленного бурения (2 ч).
8. Проектирование и проведение трассы ГНБ. Технология проведения работ. (6 ч.)
/выдача индивидуальной работы/
9. Подготовка исполнительной документации на заключительном этапе. Сдача объекта (2 ч).
10. Применение техники и технологии ГНБ в различных условиях. (2 ч).
11. Эксплуатация гидравлического инструмента на объектах. (2 ч).
12. Техника безопасности в ГНБ. (2 ч).
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
№1 Терминология, знакомство с проведением работ. (2 ч).
№2 Буровые установки. Состав бурового комплекса. Структурная схема бурового комплекса, технические характеристики, варианты компоновки. Организационная структура бурового комплекса. Техническое обслуживание буровых комплексов. (4 ч).
№3 Породоразрушающий инструмент, системы локации. (2 ч).
№4 Расчёт усилий протягивания. (2 ч).
№5 Выбор промывочной жидкости. (2 ч).
№6 Трубы и их соединение. (2 ч).
№7 Прокол и микротуннелирование, управляемое шнековое бурение. (2 ч).
Индивидуальная работа. Проектирование и проведение трассы ГНБ. (2 ч).
№8 Расчет траектории пилотной скважины. (2 ч).
№9 Построение трассы для ГНБ программа «Drill Site». Версия 3.5. (4 ч.)
№10 Построение ситуативного плана и прокладывание трассы ГНБ программа «NanoCad» (4 ч.)
Итоги:
с получением высшего образования - учим в том числе и ГНБ.с повышением квалификации - можно пройти курсы только по ГНБ.
Ну что тут скажешь - молодцы преподаватели!
И за новинками в бестраншейных технологиях следят, и учат нужному делу.
Кто желает "Учиться, Учиться и еще раз Учиться" приглашают поступать в ВУЗ.
P.S.
Единственное, что хочется заметить от себя - украинский рынок ГНБ не готов трудоустроить большое количество выпускников с специальностью оператор или локаторщик ГНБ.
Слишком узкая специализация, полноценные установки(хотя бы мини) - не самый ходовой товар на строительном рынке и что-бы не плодить армию безработных, несомненно следует это учитывать.
Поэтому, на мой взгляд, более востребованы и необходимы на практике: "курсы повышения квалификации" для уже работающих специалистов.
Хотя, если планировать работать за границей - то довольно перспективно, например, я часто встречаю объявления о поиске операторов установок в самых разных странах, и зарплаты там очень даже ничего.