За свою более чем
45-летнюю бурную деятельность инженеры компании TT-technologies изобрели
довольно таки много оборудования для бестраншейных комуникаций.
Сегодня я хочу рассказать Вам о технологии изобретенной ими
в конце прошлого века, и уже успевшую себя хорошо зарекомендовать в западных
странах под названием Grundoram.
Впервые фотографии «тарана» Grundoram я увидел на сайте голландской компании Gasunie в статье описывающей процесс
извлечения 190-метрового трубопровода ими же и проложенного с помощью метода
ГНБ в 1999 году.
Так вот там «Grundoram»
толкал, а 30-титонный «Pipe Thruster» тянул нить трубопровода, которую вдвоем они выдернули довольно
быстро. В результате я заинтересовался
«тараном» и вот что выснил…
Интересные подробности:
На самом деле, GRUNDORAM был
разработан и предназначался для того, чтобы помогать установкам горизонтально
направленного бурения в сложных ситуациях. Его использовали, чтобы успешно извлекать
застрявшие в грунте трубы при ГНБ.
Огромная производительная мощность, высокое качество стали цельного
корпуса и сердце молота – пневматический двухтактный поршень, который изготовлен
при специальной термообработке, обеспечивают установке долгий срок службы.
Как впоследствии выяснилось, Grundoram может не только
использоваться для оказания помощи направленным буровым установкам в сложных
ситуациях, но и предоставляет экономичную альтернативу для микротоннелирования
или бурошнека, а именно:
«Таран» может быть использован для прокладки через разнообразные типы почвы
открытых стальных труб под насыпями железных дорог, автомагистралями и т.д.
Покопавшись в
интернете, я нашел в Москве
фирму ООО «ДВН-Строй», работающую по данной
технологии, у которой есть
установка под внушающим уважение названием Грундорам Голиаф.
В переписке с
хозяевами установки выяснились интересные факты:
Ø
скорость при забивке футляра грундорамом очень
высокая, до 12 метров в час. Остальное время занимают подготовительные операции
- опускание трубы в котлован, укладка трубы строго по направлению и в отметках
с заданным уклоном, монтаж на конец трубы самого грундорама, демонтаж
грундорама после забивки, очистка грунта внутри трубы желонкой. В итоге за 8мичасовую смену получается
забить и почистить в среднем 12 метров.
Ø
берутся за все грунты, кроме скальных.
Ø
крепление котлована не обязательно, особенно если
грунт устойчивый и небольшая глубина. На бровке работает техника - автокран или
экскаватор. Главное, что бы это было безопасно.
Ø
в зависимости от сложности грунта, за 8 часов
можно извлечь желонкой 6 - 16 метров земли (в среднем выходит 12 метров за
смену). От диаметра трубы тоже многое зависит: 800 чистить быстрее, чем 1400.
Ø
работы уже велись в Москве и МО, на территории
центральной части России и в РБ, в Украину пока не ездили – ждут приглашений.
Ø
если поставить установку вертикально – то можно
даже забивать сваи.
Итак, что мы имеем:
1) Несомненными преимуществами технологии GRUNDORAM являются: скорость выполнения
работ, отсутствие потребности в электроэнергии, нет необходимости готовить
упорную стенку, которая нужна для домкратов (то есть он работает без использования любой внешней
поддержки или фиксированного упора) и т.д..
2) Если же брать во внимание прокладку газо- и нефтепроводов, то у GRUNDORAM практически нет равных. Дело в том, что к сварке стыков футляров предъявляют серьезные требования. Стык варится за несколько раз, проходит радиографический и ультразвуковой контроль, затем изолируется. На эти операции требуется много времени: от 1 до 2 суток. Если продавливать футляр домкратами или бурошнеком отрезками по 3-6 метров, то на это все уходит уйма дорогостоящего времени.
С технологией GRUNDORAM все выглядит иначе. Заказчик готовит трубу для прокола заранее и целиком, например длиной 45 метров. Все стыки заранее свариваются, проверяются и изолируются. Затем труба опускается в траншею, на торце трубы монтируется Грундорам и начинается забивка отрезка трубы в землю. В зависимости от грунта, скорость составляет от 6 до 24 метров в смену, а в среднем - 12.
3) Известный
на западе своей непревзойденной мощью GRUNDORAM может быть применен там, где
«открытыми» методами нельзя провести нитку газо- или нефтепровода, канализационных
сооружений и футляров под оживленными авто- или ж/д дорогами, при прокладке
стальных труб большого диаметра.
За
последние два десятилетия,
безтраншейные технологии значительно изменили пути прохождения коммуникаций во всемирной инфраструктуре.
Такие методы как
горизонтально-направленное бурение (ГНБ) и разрыв труб(pipe
bursting) обеспечивают эффективную прокладку труб под землей и их замену.
Но благодаря беспокойному и пытливому человеческому уму
появляются и успешно внедряются новые изобретения и новые бестраншейные
технологии, используя которые можно без особого труда и усилий прокладывать
новые газопроводы и стальные футляры для трубопроводов.
И, без сомнения, GRUNDORAM со своими универсальными
возможностями займет достойное место в списке бестраншейных технологий.
Ниже смотрим видео и свежие фотографии.
Грундорам Голиаф |