Во время первой и второй мировых войн в Балтийском море производилась установка мин. Кроме того, после завершения второй мировой войны союзные державы затопили в Балтийском море боеприпасы, конфискованные в Германии – в то время это считалось оптимальным способом утилизации боеприпасов.
Позднее ситуация была ещё более осложнена захоронением в акватории химических боеприпасов некоторыми странами Балтийского моря, в том числе - в начале шестидесятых - Восточной Германией.
В водах Балтийского моря, особенно в Финском заливе, было установлено от 100 000 до 150 000 мин.
При выборе и подготовке безопасного маршрута для газопровода Nord Stream основной акцент был сделан на том, чтобы обойти боеприпасы везде, где это возможно. Изыскания и исследования морского дна, проведенные в рамках проекта, существенно дополнили имеющиеся данные о боеприпасах в Балтийском море.
Объем проведенных исследований:
• Изучение архивных документов
• Полевые исследования затопленных боеприпасов с использованием такого оборудования, как магнитометр и гидролокатор бокового обзора
• Сбор образцов и исследование донных отложений и придонных вод
• Видеосъемки с использованием подводных аппаратов с дистанционным управлением
Компания Nord Stream обследовала большое число объектов, обнаруженных вдоль маршрута газопровода. Результаты исследований и знания, полученные в процессе их проведения, были предоставлены ответственным органам в рамках процедуры получения разрешений. Эти данные станут важным вкладом в дальнейшее изучение Балтийского моря.
Компания Nord Stream провела подробные исследования морского дна вдоль трассы газопровода.
С 2005 по 2009 гг. компания Nord Stream проводила поэтапные исследования морского дна с целью получения наиболее детальных сведений о затопленных боеприпасах в коридоре укладки газопровода и в местах якорных стоянок.
Объем градиометрических и визуальных исследований составил более 6 000 километров, а геофизических изысканий - более 40 000 километров. Применяемая технология позволяет идентифицировать металлические объекты размером менее 10 сантиметров.
Потенциально опасные объекты были изучены независимыми экспертами. В сентябре 2007 г. компания Nord Stream пригласила специалистов в области геологии и биологии, представителей вооруженных сил, а также экспертов в области исследований морского дна и мест захоронений боеприпасов стран Балтийского моря для обсуждения методики исследований. После завершения исследований в октябре 2008 г. в рамках двухдневного семинара состоялась повторная встреча этой же группа для обсуждения результатов и проработки данных Nord Stream.
Результаты исследований
Несмотря на то, что маршрут газопровода избегает мест захоронения боеприпасов, на определенных участках трассы требуется обезвреживание мин, представляющих угрозу для безопасности строительства и эксплуатации газопровода.
Обычные боеприпасы
Инженерно-технический анализ, основанный на поражающих факторах подводного взрыва, показал, что для обеспечения целостности газопровода достаточно обеспечить свободный от мин и боеприпасов «коридор безопасности» шириной в 25 метров по обе стороны от газопровода. Этот анализ был проведен подрядчиком Nord Stream по проектированию, компанией SES (Saipem Energy Services), и его правильность была подтверждена сертифицирующим органом Det Norske Veritas (DNV).
Nord Stream обнаружила 30 подлежащих обезвреживанию боеприпасов в пределах коридора безопасности и 6 боеприпасов в пределах якорных стоянок или на прилегающих к ним участках в ИЭЗ Финляндии. В ИЭЗ Швеции обезвреживанию подлежат один объект в коридоре безопасности и один - в коридоре якорной стоянки. Порядка 30 боеприпасов должно быть обезврежено в водах России. Обезвреживание боеприпасов выполняется в два этапа – сначала в коридоре безопасности, затем в коридоре якорной стоянки.
Коридор якорной стоянки
Для укладки газопровода от километровой отметки KP 8 и до KP 350 (отсчет ведётся от Выборга), будет использоваться судно с динамическим позиционированием (DP), а западнее отметки KP 350 - трубоукладчик якорного типа. Компания Nord Stream провела тщательную оценку рисков, связанных с постановкой на якорь трубоукладочных судов.
Возможность контакта с боеприпасами в якорном коридоре (везде, где производится установка якорей для позиционирования трубоукладочного судна) в процессе строительства будет исключена за счет использования соответствующих схем якорной стоянки и контроля якорных растяжек. В тех случаях, когда невозможно разработать схему якорной стоянки, обеспечивающую безопасность при проведении строительства газопровода, потребуется выполнение дополнительных мероприятий по обезвреживанию боеприпасов.
Химические боеприпасы
В водах Дании были выявлены три объекта, являющиеся затопленными химическими боеприпасами; они находятся на удалении около 20 километров от коридора укладки газопровода. В соответствии с рекомендацией Адмиральского Датского Флота, наиболее безопасный подход - не трогать эти боеприпасы, т.к. они не представляют опасности для газопровода, если будут оставлены на своем месте. Nord Stream примет необходимые меры, чтобы избежать любого контакта с этими химическими боеприпасами в процессе строительства.
В ходе интенсивных консультаций между подрядчиками Nord Stream, экспертами по химическим боеприпасам и ответственными государственными органами будут разработаны планы мероприятий для нештатных ситуаций.
Регулярные мероприятия по очистке дна от боеприпасов
Nord Stream использует опыт военно-морских сил стран Балтики, которые разработали безопасные и эффективные методики обезвреживания и очистки от боеприпасов. Эти методики используются также другими странами для решения аналогичных задач.
С 1996 года страны Балтийского региона в сотрудничестве с другими странами-членами НАТО ежегодно проводят операции по очистке дна Балтийского моря от боеприпасов. За это время было обезврежено около 1000 единиц боеприпасов.
Наиболее крупномасштабные операции по разминированию:
• Baltic Sweep (1996-1999), участвовали все страны Балтии.
• Open Spirit (с 1997 г., продолжается до сих пор), принимают участие Эстония, Латвия, Литва, а также Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Швеция и Великобритания.
• MCOPLAT/MCOPLIT/MCOPEST (проводится ежегодно с 1996 г.) Название этих учений варьируется в зависимости от принимающей страны – Латвия, Литва или Эстония. В 2009 г. в маневрах было задействовано 13 судов из Бельгии, Дании, Эстонии, Латвии, Польши, Литвы, Франции, Финляндии и Германии.
Среди операций меньшего масштаба - Baltron Squadex (проводится эскадрой Baltron, включающей в свой состав Объединенный штаб государств Балтии и корабли военно-морских сил Эстонии, Латвии и Литвы, которая была образована в 1998 г.) и Cleanex.
Всего, в ходе операций Baltic Sweep, Open Spirit и MCOPLAT/MCOPLIT/MCOPEST было обезврежено свыше 1 000 единиц боеприпасов.
Основная методика обезвреживания боеприпасов, используемая в этих маневрах, заключается в закладке небольшого заряда вблизи от обнаруженного активного или потенциально активного боеприпаса на дне моря с помощью специально разработанного подводного аппарата с дистанционным управлением. После этого с борта надводного судна, находящегося на безопасном расстоянии от объекта, производится подрыв зарядов.
Обеспечение безопасности при проведении операций по обезвреживанию боеприпасов
Nord Stream следует требованиям национального и международного законодательств по обращению с обнаруженными боеприпасами. В сотрудничестве с ответственными государственными органами компания разработала план по обезвреживанию боеприпасов, который обеспечивает безопасность строительных работ и эксплуатации газопровода, а также минимизирует отрицательное воздействие на окружающую среду. Операции по обезвреживанию каждого боеприпаса планируются индивидуально с учетом его характеристик (мощность заряда, глубина залегания).
Партнером Nord Stream по очистке трассы от боеприпасов выступает компания BACTEC International Limited со штаб квартирой в Великобритании, которая специализируется на обезвреживании боеприпасов и операциях разминирования. Компания разработала план по обеспечению экологической и технической безопасности. Такой план определяет параметры для программы мониторинга проведения работ и меры по снижению воздействия, которые будут тщательно контролироваться.
Они включают в себя следующее:
• Квалифицированные специалисты по наблюдениям за морскими млекопитающими контролируют проведение операций и наблюдение за морской флорой и фауной с борта судна поддержки.
• Консультант по вопросам здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды обеспечивает постоянное соблюдение отраслевой «передовой практики».
• Воздействие от каждой запланированной операции по подрыву боеприпаса детально моделируется и контролируется.
• Используются системы пассивного гидроакустического мониторинга в отношении всех млекопитающих с целью определения их присутствия в зоне проведения работ.
• Перед каждой операций по обезвреживанию проводится исследование на наличие косяков рыбы с помощью сонара.
• Применяется одобренная ответственными органами программа мониторинга воздействий на окружающую среду с целью обеспечения реализации мероприятий по снижению воздействия.
• Операции по обезвреживанию боеприпасов будут осуществляться только в дневное время при хороших погодных условиях для обеспечения эффективного визуального обнаружения морских млекопитающих.
• Обеспечение безопасности третьих сторон осуществляется с помощью Системы обязательного оповещения в Финском заливе (GOFREP). Детонация будет отложена в случае нахождения судов в зоне безопасности.
Детонация будет отложена при обнаружении морской фауны (млекопитающих, рыб, птиц) в зоне видимости.
Процесс обезвреживания мины(неразорвавшегося боеприпаса) состоит из нескольких этапов, включая обследование обнаруженного объекта, мероприятия по снижению воздействия на морскую фауну, установку заряда, подрыв и оценку результата. Ответственные органы информируются о ходе работ, а все суда в районе проведения операции будут оповещены о необходимости обхода соответствующего места.
Обезвреживание боеприпасов в российских водах находится в компетенции российского правительства; работы проводятся российскими военно-морскими силами в соответствии со стандартными процедурами обезвреживания боеприпасов.
Безопасность судоходства
На протяжении всего периода проведения работ власти будут получать информацию о текущей ситуации. На время разминирования во избежание неблагоприятного воздействия на морское судоходство вокруг каждого боеприпаса будет создана зона безопасности. В ходе инспекций до и после взрыва эта зона будет составлять один километр, а на время детонации – до 2 километров.
До начала обезвреживания в соответствующих районах экипажи судов будут проинформированы о местах проведения работ, предупреждения также будут заблаговременно передаваться по системе навигационного телекса (NAVTEX) и транслироваться на выделенных частотах УКВ-диапазонах (‘securité’) в районах проведения работ.
Позднее ситуация была ещё более осложнена захоронением в акватории химических боеприпасов некоторыми странами Балтийского моря, в том числе - в начале шестидесятых - Восточной Германией.
В водах Балтийского моря, особенно в Финском заливе, было установлено от 100 000 до 150 000 мин.
При выборе и подготовке безопасного маршрута для газопровода Nord Stream основной акцент был сделан на том, чтобы обойти боеприпасы везде, где это возможно. Изыскания и исследования морского дна, проведенные в рамках проекта, существенно дополнили имеющиеся данные о боеприпасах в Балтийском море.
Объем проведенных исследований:
• Изучение архивных документов
• Полевые исследования затопленных боеприпасов с использованием такого оборудования, как магнитометр и гидролокатор бокового обзора
• Сбор образцов и исследование донных отложений и придонных вод
• Видеосъемки с использованием подводных аппаратов с дистанционным управлением
Компания Nord Stream обследовала большое число объектов, обнаруженных вдоль маршрута газопровода. Результаты исследований и знания, полученные в процессе их проведения, были предоставлены ответственным органам в рамках процедуры получения разрешений. Эти данные станут важным вкладом в дальнейшее изучение Балтийского моря.
Компания Nord Stream провела подробные исследования морского дна вдоль трассы газопровода.
С 2005 по 2009 гг. компания Nord Stream проводила поэтапные исследования морского дна с целью получения наиболее детальных сведений о затопленных боеприпасах в коридоре укладки газопровода и в местах якорных стоянок.
Объем градиометрических и визуальных исследований составил более 6 000 километров, а геофизических изысканий - более 40 000 километров. Применяемая технология позволяет идентифицировать металлические объекты размером менее 10 сантиметров.
Потенциально опасные объекты были изучены независимыми экспертами. В сентябре 2007 г. компания Nord Stream пригласила специалистов в области геологии и биологии, представителей вооруженных сил, а также экспертов в области исследований морского дна и мест захоронений боеприпасов стран Балтийского моря для обсуждения методики исследований. После завершения исследований в октябре 2008 г. в рамках двухдневного семинара состоялась повторная встреча этой же группа для обсуждения результатов и проработки данных Nord Stream.
Результаты исследований
Несмотря на то, что маршрут газопровода избегает мест захоронения боеприпасов, на определенных участках трассы требуется обезвреживание мин, представляющих угрозу для безопасности строительства и эксплуатации газопровода.
Обычные боеприпасы
Инженерно-технический анализ, основанный на поражающих факторах подводного взрыва, показал, что для обеспечения целостности газопровода достаточно обеспечить свободный от мин и боеприпасов «коридор безопасности» шириной в 25 метров по обе стороны от газопровода. Этот анализ был проведен подрядчиком Nord Stream по проектированию, компанией SES (Saipem Energy Services), и его правильность была подтверждена сертифицирующим органом Det Norske Veritas (DNV).
Nord Stream обнаружила 30 подлежащих обезвреживанию боеприпасов в пределах коридора безопасности и 6 боеприпасов в пределах якорных стоянок или на прилегающих к ним участках в ИЭЗ Финляндии. В ИЭЗ Швеции обезвреживанию подлежат один объект в коридоре безопасности и один - в коридоре якорной стоянки. Порядка 30 боеприпасов должно быть обезврежено в водах России. Обезвреживание боеприпасов выполняется в два этапа – сначала в коридоре безопасности, затем в коридоре якорной стоянки.
Коридор якорной стоянки
Для укладки газопровода от километровой отметки KP 8 и до KP 350 (отсчет ведётся от Выборга), будет использоваться судно с динамическим позиционированием (DP), а западнее отметки KP 350 - трубоукладчик якорного типа. Компания Nord Stream провела тщательную оценку рисков, связанных с постановкой на якорь трубоукладочных судов.
Возможность контакта с боеприпасами в якорном коридоре (везде, где производится установка якорей для позиционирования трубоукладочного судна) в процессе строительства будет исключена за счет использования соответствующих схем якорной стоянки и контроля якорных растяжек. В тех случаях, когда невозможно разработать схему якорной стоянки, обеспечивающую безопасность при проведении строительства газопровода, потребуется выполнение дополнительных мероприятий по обезвреживанию боеприпасов.
Химические боеприпасы
В водах Дании были выявлены три объекта, являющиеся затопленными химическими боеприпасами; они находятся на удалении около 20 километров от коридора укладки газопровода. В соответствии с рекомендацией Адмиральского Датского Флота, наиболее безопасный подход - не трогать эти боеприпасы, т.к. они не представляют опасности для газопровода, если будут оставлены на своем месте. Nord Stream примет необходимые меры, чтобы избежать любого контакта с этими химическими боеприпасами в процессе строительства.
В ходе интенсивных консультаций между подрядчиками Nord Stream, экспертами по химическим боеприпасам и ответственными государственными органами будут разработаны планы мероприятий для нештатных ситуаций.
Регулярные мероприятия по очистке дна от боеприпасов
Nord Stream использует опыт военно-морских сил стран Балтики, которые разработали безопасные и эффективные методики обезвреживания и очистки от боеприпасов. Эти методики используются также другими странами для решения аналогичных задач.
С 1996 года страны Балтийского региона в сотрудничестве с другими странами-членами НАТО ежегодно проводят операции по очистке дна Балтийского моря от боеприпасов. За это время было обезврежено около 1000 единиц боеприпасов.
Наиболее крупномасштабные операции по разминированию:
• Baltic Sweep (1996-1999), участвовали все страны Балтии.
• Open Spirit (с 1997 г., продолжается до сих пор), принимают участие Эстония, Латвия, Литва, а также Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Швеция и Великобритания.
• MCOPLAT/MCOPLIT/MCOPEST (проводится ежегодно с 1996 г.) Название этих учений варьируется в зависимости от принимающей страны – Латвия, Литва или Эстония. В 2009 г. в маневрах было задействовано 13 судов из Бельгии, Дании, Эстонии, Латвии, Польши, Литвы, Франции, Финляндии и Германии.
Среди операций меньшего масштаба - Baltron Squadex (проводится эскадрой Baltron, включающей в свой состав Объединенный штаб государств Балтии и корабли военно-морских сил Эстонии, Латвии и Литвы, которая была образована в 1998 г.) и Cleanex.
Всего, в ходе операций Baltic Sweep, Open Spirit и MCOPLAT/MCOPLIT/MCOPEST было обезврежено свыше 1 000 единиц боеприпасов.
Основная методика обезвреживания боеприпасов, используемая в этих маневрах, заключается в закладке небольшого заряда вблизи от обнаруженного активного или потенциально активного боеприпаса на дне моря с помощью специально разработанного подводного аппарата с дистанционным управлением. После этого с борта надводного судна, находящегося на безопасном расстоянии от объекта, производится подрыв зарядов.
Обеспечение безопасности при проведении операций по обезвреживанию боеприпасов
Nord Stream следует требованиям национального и международного законодательств по обращению с обнаруженными боеприпасами. В сотрудничестве с ответственными государственными органами компания разработала план по обезвреживанию боеприпасов, который обеспечивает безопасность строительных работ и эксплуатации газопровода, а также минимизирует отрицательное воздействие на окружающую среду. Операции по обезвреживанию каждого боеприпаса планируются индивидуально с учетом его характеристик (мощность заряда, глубина залегания).
Партнером Nord Stream по очистке трассы от боеприпасов выступает компания BACTEC International Limited со штаб квартирой в Великобритании, которая специализируется на обезвреживании боеприпасов и операциях разминирования. Компания разработала план по обеспечению экологической и технической безопасности. Такой план определяет параметры для программы мониторинга проведения работ и меры по снижению воздействия, которые будут тщательно контролироваться.
Они включают в себя следующее:
• Квалифицированные специалисты по наблюдениям за морскими млекопитающими контролируют проведение операций и наблюдение за морской флорой и фауной с борта судна поддержки.
• Консультант по вопросам здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды обеспечивает постоянное соблюдение отраслевой «передовой практики».
• Воздействие от каждой запланированной операции по подрыву боеприпаса детально моделируется и контролируется.
• Используются системы пассивного гидроакустического мониторинга в отношении всех млекопитающих с целью определения их присутствия в зоне проведения работ.
• Перед каждой операций по обезвреживанию проводится исследование на наличие косяков рыбы с помощью сонара.
• Применяется одобренная ответственными органами программа мониторинга воздействий на окружающую среду с целью обеспечения реализации мероприятий по снижению воздействия.
• Операции по обезвреживанию боеприпасов будут осуществляться только в дневное время при хороших погодных условиях для обеспечения эффективного визуального обнаружения морских млекопитающих.
• Обеспечение безопасности третьих сторон осуществляется с помощью Системы обязательного оповещения в Финском заливе (GOFREP). Детонация будет отложена в случае нахождения судов в зоне безопасности.
Детонация будет отложена при обнаружении морской фауны (млекопитающих, рыб, птиц) в зоне видимости.
Процесс обезвреживания мины(неразорвавшегося боеприпаса) состоит из нескольких этапов, включая обследование обнаруженного объекта, мероприятия по снижению воздействия на морскую фауну, установку заряда, подрыв и оценку результата. Ответственные органы информируются о ходе работ, а все суда в районе проведения операции будут оповещены о необходимости обхода соответствующего места.
Обезвреживание боеприпасов в российских водах находится в компетенции российского правительства; работы проводятся российскими военно-морскими силами в соответствии со стандартными процедурами обезвреживания боеприпасов.
Безопасность судоходства
На протяжении всего периода проведения работ власти будут получать информацию о текущей ситуации. На время разминирования во избежание неблагоприятного воздействия на морское судоходство вокруг каждого боеприпаса будет создана зона безопасности. В ходе инспекций до и после взрыва эта зона будет составлять один километр, а на время детонации – до 2 километров.
До начала обезвреживания в соответствующих районах экипажи судов будут проинформированы о местах проведения работ, предупреждения также будут заблаговременно передаваться по системе навигационного телекса (NAVTEX) и транслироваться на выделенных частотах УКВ-диапазонах (‘securité’) в районах проведения работ.