Немного истории. В наше время гибкими трубами никого не удивишь, их повсеместно используют в строительстве при прокладке коммуникаций, да и строительство подводных трубопроводов – почти рядовое событие.
Но оказывается, история их изобретения очень интересна, относится к периоду Вели́кой Оте́чественной войны, и в свое время стала прорывом инженерной мысли. Да и сам проект под кодовым именем PLUTO названный от заглавных букв( PipeLines Under The Ocean) - «Трубопровод под водами океана» назван в последствии гениальным.
Шла война, и было очевидно, что предстоящее вторжение в Европу будет крупнейшей высадкой десанта в истории, и без надежных поставок бензина, операция в лучшем случае замедлится, а в худшем совсем остановится.
Потеря «эффекта неожиданности» может поставить под угрозу всю операцию, а немецкие войска будут иметь время, чтобы перегруппироваться и контратаковать. Обычные танкеры не подходили, так как загромождали пляжи, препятствуя передвижению людей, вооружений и материалов, были подвержены капризам погоды и состоянию моря, а также легкой добычей для авиации и подводных лодок противника. Идея трубопровода по дну океана, (пролив Ла-Манш), являлась инновационной и ей был присвоен найвысший приоритет.
Было известно, что нефтехранилища расположенные вблизи Английского канал будут уязвимы для атак авиации. Чтобы уменьшить риск, сеть трубопроводов была проведена в глубь острова, а терминалы и насосные станции были тщательно замаскированы под бунгало, гаражи и даже магазин мороженого!
Проблемой было изобретение гибкой, но в то же время чрезвычайно прочной трубы. 2 года ушло на разработку и испытания.
Окончательный вариант трубы HAIs состоял из: гибкой, многослойной свинцовой трубы 3 дюймов диаметра(75мм), затем шли два слоя специальной бумажной ленты, 1 слой битума, обработанная лента хлопка, 4 слоя армированной стальной ленты, затем шла мягкая стальная проволока, и наконец, два слоя просмоленой джутовой пряжи. На каждую милю трубы, использовалось 24 тыс. т свинца, 7,5 тонн стальной ленты и 15 тонн стальной проволоки и большое количество более легких материалов. Внешний диаметр трубы составлял 4,5 дюйма.
Были изготовлены 1220 метровые секции. Труба была соединена при помощи сварки в стык и намотана на катушку с диаметром втулки 12,2 метров. Эти катушки держались на воде и тянулись на буксире трубоукладочного судна. При помощи плавучих катушек 23 каната были размотаны и использованы для снабжения Союзнических сил горючим (топливом).
Из 23 трубопроводов 17 имели длину 5079 метр, а остальные 112651 метр.
Интересно, что тестированию кабеля помогла непосредственно немецкая авиация.
Испытания проходили в валлийском порту Swansea, который подвергся авиационной бомбардировке. Бомбы упали в нескольких сотнях фунтов от корабля с кабелем. Поднятые ими волны резко кинули корабль в сторону, но кабель подобно якорю удержал его на месте, что подтвердило прочность и надежность кабеля.
Во время операции по прокладке кабеля под Ла-Маншем было задействовано в общей сложности 34 судна под общим командованием капитана J.F.Hutchings.
После высадки союзников в Нормандии “Операция день «Д»”, и до Дня Победы по трубопроводу было перекачано в общей сложности, более 781 000 м ³ бензина для союзных сил в Европе.
Таким образом, трубопровод «PLUTO» не только помог в освобождении Европы от фашистов, но также стал и началом оффшорной нефтяной промышленности.