Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» («Сахалин Энерджи») является владельцем и разработчиком Пильтун-Астохского нефтяного и Лунского газового месторождений в Охотском море на шельфе острова Сахалин, расположенного на Дальнем Востоке России.
Это одно из крупнейших нефтегазовых месторождений в мире. Прежде чем поступить на терминал отгрузки (ТОН), нефть вынуждена проделать длинный путь.
Он начинается с платформы «Моликпак» установленной на сахалинском шельфе, проходит по 50-километровому морскому трубопроводу, соединяющему платформу с берегом, затем через транссахалинскую трубопроводную систему протяженностью 800 км, и заканчивается терминалом отгрузки нефти в порту Пригородное.
Здесь она поступает на выносное причальное устройство, находящееся в 4,5 км от берега, и заливается на танкер.
Строительство наземных нефте- и газопроводов протяженностью 800 км каждый является одним из наиболее технически сложных проектов в мире.
Проблемы строительства
Трудности заключаются в том, что трасса трубопроводов пересекает 19 активных тектонических разломов. С учетом мер по охране окружающей среды компания разработала методы строительства переходов через разломы, каждый из которых имеет уникальную конструкцию. На основе специально разработанных моделей и результатов жесткого отбора материалов был определен оптимальный маршрут и углы пересечения трубопроводом для каждого разлома.
Чтобы снизить нагрузки на трубопроводы в результате землетрясений, для строительства трубопроводов через тектонические разломы используются трубы с увеличенной толщиной стенок, а также траншеи специальной конфигурации, которые отличается от стандартной траншеи по форме, размеру и материалу засыпки.
Благодаря этому обеспечивается движение трубопровода в траншее, что предотвращает его повреждение во время землетрясения.
В настоящее время вводится в действие система мониторинга сейсмической активности, которая будет своевременно информировать операторов трубопровода о любой сейсмической активности вдоль трассы трубопроводов и позволит изолировать любую часть или весь трубопровод на всем его протяжении.
Она будет охватывать всю трубопроводную систему и другие важные объекты проекта. Во время землетрясения станции сейсмического мониторинга будут собирать и записывать данные в цифровом формате, что позволит осуществлять их обработку сразу после землетрясения. Для обеспечения реагирования в чрезвычайных ситуациях обработанные данные будут передаваться в центр управления трубопроводной системой, для принятия соответствующих ситуации решений. Сейсмические данные, получаемые компанией «Сахалин Энерджи», также будут доступны для служб реагирования в чрезвычайных ситуациях и различных научных учреждений.
Кроме того что строительство трубопроводов проходит по горной, сейсмически и оползне опасной местности, проблемой была и крайне низкая дневная температура от -20 до -40С0.
Так же трасса трубопровода пересекает около 1000 рек и ручьев, из которых 180 являются нерестовыми, отнесенными к водотокам высокой рыбохозяйственной ценности. Компании «Сахалин Энерджи» пришлось использовать самые передовые технологии для сохранения нерестилищ лососевых, сокращая до минимума попадание размытой почвы в реки в полосе отвода трубопровода и принимая различные меры по контролю за эрозией.
Строительство трубопровода началось в начале 2004 года и было завершено в 2008 году, с вводом в эксплуатацию в конце 2009 года.
На пике строительства, более 8000 человек были задействованы в проекте, около 30 процентов из которых были местные жители. Около 500 иностранных работников, из Европы, Америки и Австралии, также были привлечены к работе над проектом.
Рамки проекта
Диаметр труб, используемых для проекта колебался между 14 и 48 дюймов, с толщиной стенок от 7,1 до 30,2 мм, из X52, X60, x65 и X70 стали. Длина строительства трубопроводов составила 1600 км наземных и 300 км морских.
Сахалин-2 включает в себя около 150 блок-станций и клапанов, 19 насосных станций, а также волоконно-оптический кабель проложенный вдоль трубопровода - для связи и управления системой.
На пути трубопровода находилось около 700 пересечений дорог, 1100-водных преград, 18 железнодорожных переходов, 80 переходов через электрические линии передач, и более 70 неустойчивых участков (оползни, сели и лавины). Большинство этих преград было успешно преодолено с помощью бестраншейных технологий, в частности, горизонтально направленного бурения (ГНБ).
Вопросы безопасности
Строительству газопровода сопутствовали конкретные опасности, которыми необходимо было управлять или минимизировать:
• Пересечение и работы на льду;
• Очень неустойчивые оползневые районы;
• Водно-болотные угодья;
• Сейсмическая активность;
• Встречи с медведями;
• Проход через не расчищенные военные полигоны, где была опасность неразорвавшихся боеприпасов.
• Злоупотребление алкоголем.
Дополнительной угрозой безопасности значительное количество неразорвавшихся боеприпасов, оставшихся от Второй мировой войны. Это повлияло на береговой маршрут трубопровода, особенно в южной части острова. Специализированные подрядчики, в сочетании с военными, проверили и расчистили огромные территории по пути трубопровода.
Охрана окружающей среды
Существовали несколько важных экологических проблем, касающихся флоры и фауны. Основным экологическим требованием было сохранение популяции серых китов. Следуя рекомендациям группы независимых экспертов, «Сахалин Энерджи» в 2005 г. перенесла трассу морского участка трубопровода в сторону от кормовой площадки серых китов.
На суше, маршрут проходит через две природно-заповедных области, а это требовало специальных методов строительства трубопровода.
Береговые экологические проблемы касались следующего:
• Морской звездный орлан - охрана мест гнездования и контроля уровня шума во время сезона размножения;
• Миграция оленей - маршруты миграции;
• Нереста лосося - сотни чувствительных лососевых рек были пройдены за ограниченный период времени, чтобы свести к минимуму воздействие на нерестилища;
• Сахалинский чернозобик, алеутская крачка и охотский улит - защитные меры были необходимы, чтобы избежать воздействия на их гнездовья в течение определенных периодов года.
• Кроме того, были защищены от повреждений редкие виды орхидей .
Строительные работы привели к более чем 30000 археологических находок, многие из которых имеют важнейшее значение для понимания доисторических времен.
Экономическая эффективность
Реализация проекта «Сахалин-2» выгодна как России в целом, так и Сахалинской области. Даже сейчас, когда «Сахалин-2» еще не вышел на проектную мощность, в федеральный и областной бюджет идут поступления в виде налогов, выплачиваемых компанией и ее подрядчиками; в области создаются рабочие места, приходят новые опыт и знания, осваиваются новые технологии. Помимо этого область получает прямую пользу от модернизации инфраструктуры острова (автомобильных и железных дорог, портов, больниц, аэропортов, полигонов по утилизации отходов и т.д.).
Это одно из крупнейших нефтегазовых месторождений в мире. Прежде чем поступить на терминал отгрузки (ТОН), нефть вынуждена проделать длинный путь.
Он начинается с платформы «Моликпак» установленной на сахалинском шельфе, проходит по 50-километровому морскому трубопроводу, соединяющему платформу с берегом, затем через транссахалинскую трубопроводную систему протяженностью 800 км, и заканчивается терминалом отгрузки нефти в порту Пригородное.
Здесь она поступает на выносное причальное устройство, находящееся в 4,5 км от берега, и заливается на танкер.
Строительство наземных нефте- и газопроводов протяженностью 800 км каждый является одним из наиболее технически сложных проектов в мире.
Проблемы строительства
Трудности заключаются в том, что трасса трубопроводов пересекает 19 активных тектонических разломов. С учетом мер по охране окружающей среды компания разработала методы строительства переходов через разломы, каждый из которых имеет уникальную конструкцию. На основе специально разработанных моделей и результатов жесткого отбора материалов был определен оптимальный маршрут и углы пересечения трубопроводом для каждого разлома.
Чтобы снизить нагрузки на трубопроводы в результате землетрясений, для строительства трубопроводов через тектонические разломы используются трубы с увеличенной толщиной стенок, а также траншеи специальной конфигурации, которые отличается от стандартной траншеи по форме, размеру и материалу засыпки.
Благодаря этому обеспечивается движение трубопровода в траншее, что предотвращает его повреждение во время землетрясения.
В настоящее время вводится в действие система мониторинга сейсмической активности, которая будет своевременно информировать операторов трубопровода о любой сейсмической активности вдоль трассы трубопроводов и позволит изолировать любую часть или весь трубопровод на всем его протяжении.
Она будет охватывать всю трубопроводную систему и другие важные объекты проекта. Во время землетрясения станции сейсмического мониторинга будут собирать и записывать данные в цифровом формате, что позволит осуществлять их обработку сразу после землетрясения. Для обеспечения реагирования в чрезвычайных ситуациях обработанные данные будут передаваться в центр управления трубопроводной системой, для принятия соответствующих ситуации решений. Сейсмические данные, получаемые компанией «Сахалин Энерджи», также будут доступны для служб реагирования в чрезвычайных ситуациях и различных научных учреждений.
Кроме того что строительство трубопроводов проходит по горной, сейсмически и оползне опасной местности, проблемой была и крайне низкая дневная температура от -20 до -40С0.
Так же трасса трубопровода пересекает около 1000 рек и ручьев, из которых 180 являются нерестовыми, отнесенными к водотокам высокой рыбохозяйственной ценности. Компании «Сахалин Энерджи» пришлось использовать самые передовые технологии для сохранения нерестилищ лососевых, сокращая до минимума попадание размытой почвы в реки в полосе отвода трубопровода и принимая различные меры по контролю за эрозией.
Строительство трубопровода началось в начале 2004 года и было завершено в 2008 году, с вводом в эксплуатацию в конце 2009 года.
На пике строительства, более 8000 человек были задействованы в проекте, около 30 процентов из которых были местные жители. Около 500 иностранных работников, из Европы, Америки и Австралии, также были привлечены к работе над проектом.
Рамки проекта
Диаметр труб, используемых для проекта колебался между 14 и 48 дюймов, с толщиной стенок от 7,1 до 30,2 мм, из X52, X60, x65 и X70 стали. Длина строительства трубопроводов составила 1600 км наземных и 300 км морских.
Сахалин-2 включает в себя около 150 блок-станций и клапанов, 19 насосных станций, а также волоконно-оптический кабель проложенный вдоль трубопровода - для связи и управления системой.
На пути трубопровода находилось около 700 пересечений дорог, 1100-водных преград, 18 железнодорожных переходов, 80 переходов через электрические линии передач, и более 70 неустойчивых участков (оползни, сели и лавины). Большинство этих преград было успешно преодолено с помощью бестраншейных технологий, в частности, горизонтально направленного бурения (ГНБ).
Вопросы безопасности
Строительству газопровода сопутствовали конкретные опасности, которыми необходимо было управлять или минимизировать:
• Пересечение и работы на льду;
• Очень неустойчивые оползневые районы;
• Водно-болотные угодья;
• Сейсмическая активность;
• Встречи с медведями;
• Проход через не расчищенные военные полигоны, где была опасность неразорвавшихся боеприпасов.
• Злоупотребление алкоголем.
Дополнительной угрозой безопасности значительное количество неразорвавшихся боеприпасов, оставшихся от Второй мировой войны. Это повлияло на береговой маршрут трубопровода, особенно в южной части острова. Специализированные подрядчики, в сочетании с военными, проверили и расчистили огромные территории по пути трубопровода.
Охрана окружающей среды
Существовали несколько важных экологических проблем, касающихся флоры и фауны. Основным экологическим требованием было сохранение популяции серых китов. Следуя рекомендациям группы независимых экспертов, «Сахалин Энерджи» в 2005 г. перенесла трассу морского участка трубопровода в сторону от кормовой площадки серых китов.
На суше, маршрут проходит через две природно-заповедных области, а это требовало специальных методов строительства трубопровода.
Береговые экологические проблемы касались следующего:
• Морской звездный орлан - охрана мест гнездования и контроля уровня шума во время сезона размножения;
• Миграция оленей - маршруты миграции;
• Нереста лосося - сотни чувствительных лососевых рек были пройдены за ограниченный период времени, чтобы свести к минимуму воздействие на нерестилища;
• Сахалинский чернозобик, алеутская крачка и охотский улит - защитные меры были необходимы, чтобы избежать воздействия на их гнездовья в течение определенных периодов года.
• Кроме того, были защищены от повреждений редкие виды орхидей .
Строительные работы привели к более чем 30000 археологических находок, многие из которых имеют важнейшее значение для понимания доисторических времен.
Экономическая эффективность
Реализация проекта «Сахалин-2» выгодна как России в целом, так и Сахалинской области. Даже сейчас, когда «Сахалин-2» еще не вышел на проектную мощность, в федеральный и областной бюджет идут поступления в виде налогов, выплачиваемых компанией и ее подрядчиками; в области создаются рабочие места, приходят новые опыт и знания, осваиваются новые технологии. Помимо этого область получает прямую пользу от модернизации инфраструктуры острова (автомобильных и железных дорог, портов, больниц, аэропортов, полигонов по утилизации отходов и т.д.).