Вследствие увеличения спроса на газ и снижения объемов собственной газодобычи Европа нуждается в дополнительном импорте газа и, соответственно, в дополнительных газотранспортных мощностях. Компании ОАО «Газпром», E.ON Ruhrgas AG, BASF SE/Wintershall Holding AG и N.V. Nederlandse Gasunie построят морской газопровод Nord Stream , который станет новым маршрутом поставок газа в Европу.
Это позволит напрямую соединить Западную Европу с крупнейшими российскими газовыми месторождениями. Nord Stream соединит российское побережье Балтийского моря в районе Выборга с балтийским побережьем Германии в районе Грайфсвальда, откуда по европейской газотранспортной сети природный газ будет доставляться на европейские рынки Франции, Чехии Германии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Великобритании, и других стран.
По прогнозам, потребность Евросоюза в импорте природного газа, составившая в 2007 году около 312 млрд. куб. метров, к 2030 году возрастет на 200 млрд.
куб. м и достигнет 512 млрд. куб. м в год.
Соединив крупнейшие в мире российские газовые месторождения с европейской газотранспортной сетью, Nord Stream сможет обеспечить около 25% потребности ЕС в дополнительном импорте газа. Газопровод представляет собой дополнительный - «северный» маршрут поставок природного газа, позволяющий обеспечить энергетическую безопасность Европы за счет диверсификации энергопоставок. Доля NordStream в общем объеме импорта природного газа в Европу составит около 11%. Европейский Союз вновь подтверждает важность проекта.
Институты Евросоюза, осознающие необходимость развития новых маршрутов
импорта газа, признали Nord Stream «проектом, отвечающим интересам всей
Европы» в соответствии с Директивой ЕС о трансъевропейских энергетических
сетях (Trans-European Energy Networks – TEN-Е). Данный статус, который
присваивается только наиболее приоритетным проектам, был подтвержден в середине 2006 года по предложению Еврокомиссии и одобрен Евросоветом и
Европарламентом.
Это означает, что газопровод Nord Stream является ключевым проектом по обеспечению надежных и безопасных энергопоставок в
Европу в полном соответствии с энергетической политикой ЕС.
Увеличение поставок природного газа через Nord Stream будет способствовать
реализации европейской программы по борьбе с изменением климата,
позволив заменить уголь и нефть природным газом, имеющим самый низкий
уровень выброса CO2 из всех видов ископаемого топлива (на 50% меньше, чем
уголь)
Общая информация
Газопровод Nord Stream протяженностью 1224 км будет состоять из двух
параллельных линий. На первом этапе планируется строительство первой линии с пропускной способностью 27,5 млрд. куб.м природного газа в год.
Вторая линия, которая будет введена в эксплуатацию в 2012 году, увеличит
пропускную способность газопровода до 55 млрд. куб. м. Внешний диаметр труб составит 1153 мм, рабочее давление-до 220бар. Газопровод будет сооружен без промежуточной компрессорной станции.
Строительство газопровода началось в апреле 2010 года, после получения всех
необходимых разрешений. В распоряжении компании Nord Stream уже имеются
все необходимые технические ресурсы для строительства первой линии
газопровода. Высококачественные стальные трубы поставляются немецкой
компанией EUROPIPE (75% труб) и российской компанией ОМК (25% труб).
Контракт на трубоукладку подписан с итальянской компанией Saipem, которая
также разработала подробный инженерный проект газопровода. Контракты на поставку труб для второй линии были заключены с компаниями EUROPIPE (65%), OMK (25%) и японской Sumitomo (10%) в январе 2010 г. Начало поставок запланировано на май текущего года.
Суммарные инвестиции в проект Nord Stream составят около 7,4 млрд. евро.
Бюджет сформирован на основании оценки затрат на поставку труб, логистику и
укладку газопровода, так как это основные факторы, влияющие на стоимость
строительства подобных объектов. В финансировании проекта участвуют
акционеры Nord Stream, которые внесут около 30% необходимых средств.
Доля акционеров в финансировании будет пропорциональна доле их участия в
консорциуме: ОАО «Газпром» – 51%, E.ON Ruhrgas и BASF/Wintershall – по 20%, Nederlandse Gasunie – 9%. Около 70% средств будет получено из внешних источников на условиях проектного финансирования. Привлечение финансирования для первой фазы проекта в размере 3.9 млрд евро было завершено в марте текущего года; компания Nord Stream подписала контракты с 26 банками из разных стран.
Оптимальный маршрут
Решение о строительстве морского газопровода принято на основе результатов
многолетнего комплексного анализа технических, экологических, экономических
аспектов, а также факторов обеспечения безопасности энергопоставок.
В ходе исследований 1997-1999 гг. рассматривалось несколько вариантов альтернативных маршрутов. Маршрут через Балтийское море определен как наиболее оптимальный для транспортировки газа с крупнейших мировых месторождений в Западную Европу. Наземный маршрут потребовал бы строительства компрессорных станций через каждые 100-200 км, в то время как газопровод Nord Stream будет работать без промежуточных компрессорных станций, что позволит сократить операционные расходы и вредные выбросы. Множество существующих в мире подводных газопроводов свидетельствуют, что такие системы являются признанной альтернативой наземным газопроводам.
В целом маршрут газопровода представляет собой прямую линию, но при этом
скорректирован в экологически чувствительных или запретных зонах; в местaх
прохождения важных судоходных маршрутов и в других особых зонах, служащих экономическим или рекреационным целям. Кроме того, маршрут Nord
Stream не будет пересекать места захоронения боеприпасов. Дно Балтийского
моря в районе Nord Stream тщательно исследовано при подготовке к укладке газопровода.
Высочайшие международные экологические стандарты
Одной из важнейших задач компании Nord Stream является сохранение уникальной экосистемы Балтийского моря. Планирование проекта Nord Stream проводилось с учетом всех экологических аспектов и вопросов, волнующих общественность стран Балтийского региона.
При реализации проекта Nord Stream следует высочайшим международным экологическим и техническим стандартам, требованиям международного и национального законодательств. Компания провела самые подробные исследования дна Балтийского моря, результаты которых станут солидной базой для дальнейшего изучения экологических особенностей Балтийского региона.
Газопровод не окажет значительного воздействия на окружающую среду – это
подтверждается опытом строительства и эксплуатации многочисленных
морских газопроводов в Северном море и в других акваториях. Основное
воздействие будет связано с периодом строительства; в период эксплуатации газопровод практически не будет влиять на окружающую среду. Особое внимание уделяется потенциальным рискам, связанным с наличием боеприпасов на дне Балтийского моря. План по очистке от боеприпасов осуществляется в сотрудничестве с компетентными государственными органами соответствующих стран.
Всесторонняя оценка воздействия на окружающую среду. Активный диалог с государственными органами
Как трансграничный проект Nord Stream регулируется международными
конвенциями и национальными законодательствами стран, через воды которых
он пройдет - России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Материалы по
оценке воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС) представлены
компетентным государственным органам стран в конце 2008 - начале 2009 гг. в
ходе процесса по получению разрешений на строительство и эксплуатацию
газопровода. Целью процедуры ОВОС является определение возможного экологического и социального воздействия проекта, а также вариантов минимизации такого воздействия. Кроме того, международный консультационный процесс в рамках Конвенция Эспо предоставляет возможность всем затронутым проектом странам подробно рассмотреть возможное трансграничное воздействие проекта.
В ноябре 2006 года, в соответствии с Конвенцией Эспо, компания Nord Stream
официально уведомила о планах строительства газопровода ответственные
государственные органы России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии.
С уведомления о проекте начался первый этап международных консультаций, в
рамках которого компания Nord Stream приняла участие в более 30 общественных слушаниях и в многочисленных встречах с компетентными государственными органами различных стран.
Результатом консультаций стали более 300 комментариев от государственных органов и общественности стран Балтийского региона. Полученные комментарии касались вопросов возможного воздействия на морское дно, рыболовство и места захоронения боеприпасов; после подробного анализа они были учтены при подготовке отчета об экологическом воздействии в трансграничном контексте (отчета Эспо). Данный отчет был представлен государственным органам стран Балтийского региона в марте 2009 года и послужил основой для проведения следующего этапа общественных консультаций в данных странах.
Национальные заявки на реализацию проекта Nord Stream были представлены в Швеции, Германии и России в 2007 - 2008 гг. В Финляндии и Дании национальные отчеты по ОВОС и заявочная документация были представлены в марте 2009 года.
Консультации с общественностью по отчету Эспо проводились в марте - июне
2009 года. Национальные государственные органы стран Балтийского региона
проинформировали друг друга о полученных комментариях, которые были
учтены в ходе выдачи разрешений.
Первое разрешение на строительство газопровода Nord Stream выдано Данией 20 октября 2009 года. 5 ноября 2009 года были получены разрешения от Швеции и Финляндии. В декабре 2009 года государственные органы России и Германии выдали разрешения на строительство газопровода в своих территориальных водах и ИЭЗ. В феврале 2010г. Региональное административное агентство Финляндии выдало разрешение на работы в акватории в соответствии с финским природоохранным законодательством, что стало последним из разрешений, необходимых для начала строительства газопровода.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо)
закрепляет обязательства Сторон в отношении оценки воздействия на окружающую среду на ранних стадиях планирования проекта. Она также содержит общие обязательства государств уведомлять и консультироваться друг с другом по всем крупным проектам, которые могли бы оказать значительное воздействие на окружающую среду, выходящее за рамки территориальных границ. Конвенция была подписана 25 февраля 1991 г. в г. Эспо (Финляндия) и вступила в силу 10 сентября 1997 г.
Nord Stream начала консультационный процесс в рамках Конвенции Эспо с Уведомления о проекте в ноябре 2006 г.Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) – прилегающая к территории государства полоса открытого моря, в отношении которой права и обязанности прибрежного государства и его соседей регулируются соответствующими положениями Третьей Конвенции ООН по Морскому праву 1982 г. ИЭЗ простирается на 200 морских миль (365 км) от береговой линии государства, если страны не согласовали иной границы.
Отчет Эспо по проекту Nord Stream доступен на девяти языках стран Балтийского региона и на английском.
В апреле 2010, после завершения экологических исследований и процедуры оценки воздействия на окружающую среду, началось строительство газопровода Nord Stream. Согласно графику, первая линия будет пущена в эксплуатацию в 2011 г., вторая - в 2012 г.
С дополнительной информацией можно ознакомиться по адресу: www.nord-stream.ru
Это позволит напрямую соединить Западную Европу с крупнейшими российскими газовыми месторождениями. Nord Stream соединит российское побережье Балтийского моря в районе Выборга с балтийским побережьем Германии в районе Грайфсвальда, откуда по европейской газотранспортной сети природный газ будет доставляться на европейские рынки Франции, Чехии Германии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Великобритании, и других стран.
По прогнозам, потребность Евросоюза в импорте природного газа, составившая в 2007 году около 312 млрд. куб. метров, к 2030 году возрастет на 200 млрд.
куб. м и достигнет 512 млрд. куб. м в год.
Соединив крупнейшие в мире российские газовые месторождения с европейской газотранспортной сетью, Nord Stream сможет обеспечить около 25% потребности ЕС в дополнительном импорте газа. Газопровод представляет собой дополнительный - «северный» маршрут поставок природного газа, позволяющий обеспечить энергетическую безопасность Европы за счет диверсификации энергопоставок. Доля NordStream в общем объеме импорта природного газа в Европу составит около 11%. Европейский Союз вновь подтверждает важность проекта.
Институты Евросоюза, осознающие необходимость развития новых маршрутов
импорта газа, признали Nord Stream «проектом, отвечающим интересам всей
Европы» в соответствии с Директивой ЕС о трансъевропейских энергетических
сетях (Trans-European Energy Networks – TEN-Е). Данный статус, который
присваивается только наиболее приоритетным проектам, был подтвержден в середине 2006 года по предложению Еврокомиссии и одобрен Евросоветом и
Европарламентом.
Это означает, что газопровод Nord Stream является ключевым проектом по обеспечению надежных и безопасных энергопоставок в
Европу в полном соответствии с энергетической политикой ЕС.
Увеличение поставок природного газа через Nord Stream будет способствовать
реализации европейской программы по борьбе с изменением климата,
позволив заменить уголь и нефть природным газом, имеющим самый низкий
уровень выброса CO2 из всех видов ископаемого топлива (на 50% меньше, чем
уголь)
Общая информация
Газопровод Nord Stream протяженностью 1224 км будет состоять из двух
параллельных линий. На первом этапе планируется строительство первой линии с пропускной способностью 27,5 млрд. куб.м природного газа в год.
Вторая линия, которая будет введена в эксплуатацию в 2012 году, увеличит
пропускную способность газопровода до 55 млрд. куб. м. Внешний диаметр труб составит 1153 мм, рабочее давление-до 220бар. Газопровод будет сооружен без промежуточной компрессорной станции.
Строительство газопровода началось в апреле 2010 года, после получения всех
необходимых разрешений. В распоряжении компании Nord Stream уже имеются
все необходимые технические ресурсы для строительства первой линии
газопровода. Высококачественные стальные трубы поставляются немецкой
компанией EUROPIPE (75% труб) и российской компанией ОМК (25% труб).
Контракт на трубоукладку подписан с итальянской компанией Saipem, которая
также разработала подробный инженерный проект газопровода. Контракты на поставку труб для второй линии были заключены с компаниями EUROPIPE (65%), OMK (25%) и японской Sumitomo (10%) в январе 2010 г. Начало поставок запланировано на май текущего года.
Суммарные инвестиции в проект Nord Stream составят около 7,4 млрд. евро.
Бюджет сформирован на основании оценки затрат на поставку труб, логистику и
укладку газопровода, так как это основные факторы, влияющие на стоимость
строительства подобных объектов. В финансировании проекта участвуют
акционеры Nord Stream, которые внесут около 30% необходимых средств.
Доля акционеров в финансировании будет пропорциональна доле их участия в
консорциуме: ОАО «Газпром» – 51%, E.ON Ruhrgas и BASF/Wintershall – по 20%, Nederlandse Gasunie – 9%. Около 70% средств будет получено из внешних источников на условиях проектного финансирования. Привлечение финансирования для первой фазы проекта в размере 3.9 млрд евро было завершено в марте текущего года; компания Nord Stream подписала контракты с 26 банками из разных стран.
Оптимальный маршрут
Решение о строительстве морского газопровода принято на основе результатов
многолетнего комплексного анализа технических, экологических, экономических
аспектов, а также факторов обеспечения безопасности энергопоставок.
В ходе исследований 1997-1999 гг. рассматривалось несколько вариантов альтернативных маршрутов. Маршрут через Балтийское море определен как наиболее оптимальный для транспортировки газа с крупнейших мировых месторождений в Западную Европу. Наземный маршрут потребовал бы строительства компрессорных станций через каждые 100-200 км, в то время как газопровод Nord Stream будет работать без промежуточных компрессорных станций, что позволит сократить операционные расходы и вредные выбросы. Множество существующих в мире подводных газопроводов свидетельствуют, что такие системы являются признанной альтернативой наземным газопроводам.
В целом маршрут газопровода представляет собой прямую линию, но при этом
скорректирован в экологически чувствительных или запретных зонах; в местaх
прохождения важных судоходных маршрутов и в других особых зонах, служащих экономическим или рекреационным целям. Кроме того, маршрут Nord
Stream не будет пересекать места захоронения боеприпасов. Дно Балтийского
моря в районе Nord Stream тщательно исследовано при подготовке к укладке газопровода.
Высочайшие международные экологические стандарты
Одной из важнейших задач компании Nord Stream является сохранение уникальной экосистемы Балтийского моря. Планирование проекта Nord Stream проводилось с учетом всех экологических аспектов и вопросов, волнующих общественность стран Балтийского региона.
При реализации проекта Nord Stream следует высочайшим международным экологическим и техническим стандартам, требованиям международного и национального законодательств. Компания провела самые подробные исследования дна Балтийского моря, результаты которых станут солидной базой для дальнейшего изучения экологических особенностей Балтийского региона.
Газопровод не окажет значительного воздействия на окружающую среду – это
подтверждается опытом строительства и эксплуатации многочисленных
морских газопроводов в Северном море и в других акваториях. Основное
воздействие будет связано с периодом строительства; в период эксплуатации газопровод практически не будет влиять на окружающую среду. Особое внимание уделяется потенциальным рискам, связанным с наличием боеприпасов на дне Балтийского моря. План по очистке от боеприпасов осуществляется в сотрудничестве с компетентными государственными органами соответствующих стран.
Всесторонняя оценка воздействия на окружающую среду. Активный диалог с государственными органами
Как трансграничный проект Nord Stream регулируется международными
конвенциями и национальными законодательствами стран, через воды которых
он пройдет - России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Материалы по
оценке воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС) представлены
компетентным государственным органам стран в конце 2008 - начале 2009 гг. в
ходе процесса по получению разрешений на строительство и эксплуатацию
газопровода. Целью процедуры ОВОС является определение возможного экологического и социального воздействия проекта, а также вариантов минимизации такого воздействия. Кроме того, международный консультационный процесс в рамках Конвенция Эспо предоставляет возможность всем затронутым проектом странам подробно рассмотреть возможное трансграничное воздействие проекта.
В ноябре 2006 года, в соответствии с Конвенцией Эспо, компания Nord Stream
официально уведомила о планах строительства газопровода ответственные
государственные органы России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии.
С уведомления о проекте начался первый этап международных консультаций, в
рамках которого компания Nord Stream приняла участие в более 30 общественных слушаниях и в многочисленных встречах с компетентными государственными органами различных стран.
Результатом консультаций стали более 300 комментариев от государственных органов и общественности стран Балтийского региона. Полученные комментарии касались вопросов возможного воздействия на морское дно, рыболовство и места захоронения боеприпасов; после подробного анализа они были учтены при подготовке отчета об экологическом воздействии в трансграничном контексте (отчета Эспо). Данный отчет был представлен государственным органам стран Балтийского региона в марте 2009 года и послужил основой для проведения следующего этапа общественных консультаций в данных странах.
Национальные заявки на реализацию проекта Nord Stream были представлены в Швеции, Германии и России в 2007 - 2008 гг. В Финляндии и Дании национальные отчеты по ОВОС и заявочная документация были представлены в марте 2009 года.
Консультации с общественностью по отчету Эспо проводились в марте - июне
2009 года. Национальные государственные органы стран Балтийского региона
проинформировали друг друга о полученных комментариях, которые были
учтены в ходе выдачи разрешений.
Первое разрешение на строительство газопровода Nord Stream выдано Данией 20 октября 2009 года. 5 ноября 2009 года были получены разрешения от Швеции и Финляндии. В декабре 2009 года государственные органы России и Германии выдали разрешения на строительство газопровода в своих территориальных водах и ИЭЗ. В феврале 2010г. Региональное административное агентство Финляндии выдало разрешение на работы в акватории в соответствии с финским природоохранным законодательством, что стало последним из разрешений, необходимых для начала строительства газопровода.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо)
закрепляет обязательства Сторон в отношении оценки воздействия на окружающую среду на ранних стадиях планирования проекта. Она также содержит общие обязательства государств уведомлять и консультироваться друг с другом по всем крупным проектам, которые могли бы оказать значительное воздействие на окружающую среду, выходящее за рамки территориальных границ. Конвенция была подписана 25 февраля 1991 г. в г. Эспо (Финляндия) и вступила в силу 10 сентября 1997 г.
Nord Stream начала консультационный процесс в рамках Конвенции Эспо с Уведомления о проекте в ноябре 2006 г.Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) – прилегающая к территории государства полоса открытого моря, в отношении которой права и обязанности прибрежного государства и его соседей регулируются соответствующими положениями Третьей Конвенции ООН по Морскому праву 1982 г. ИЭЗ простирается на 200 морских миль (365 км) от береговой линии государства, если страны не согласовали иной границы.
Отчет Эспо по проекту Nord Stream доступен на девяти языках стран Балтийского региона и на английском.
В апреле 2010, после завершения экологических исследований и процедуры оценки воздействия на окружающую среду, началось строительство газопровода Nord Stream. Согласно графику, первая линия будет пущена в эксплуатацию в 2011 г., вторая - в 2012 г.
С дополнительной информацией можно ознакомиться по адресу: www.nord-stream.ru